Консультация юриста
Назад

Административное задержание: основания, порядок, срок

Опубликовано: 07.01.2020
0
1

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола.

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.  
Предлагаем ознакомиться:  Трудовой кодекс гарантии работникам при увольнении || Гарантии при увольнении работника

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Административное
задержание — это
кратковременное ограничение свободы
физического лица, может быть применено
в исключительных случаях, если это
необходимо для обеспечения правильного
и своевременного рассмотрения дела об
административном правонарушении,
исполнения постановления по делу об
административном правонарушении.

Порядок задержания

Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.

Задержание вправе осуществить:

  1. Сотрудники полиции:
  • по делам, которые рассматриваются полицией;
  • по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
  • в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
  1. Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ). 

По факту задержания:

  • составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
  • уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
  • уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
  • уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
  • уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.

При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.

После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.

Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):

  1. нарушение госграницы;
  2. нарушение таможенных правил;
  3. если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
  4. если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.
Предлагаем ознакомиться:  Как быстро отправить доверенность в другой город

Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):

  • с момента доставления;
  • с момента вытрезвления.

К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.

39.Виды мер административного принуждения их общая характеристика.(37)

Административное
принуждение –
метод государственного управления,
основанный на нормах административного
права, совокупность средств психического,
физического и иного воздействия,
применяемых уполномоченными субъектами
в установленном процессуальном порядке
в целях обеспечения общественного
порядка и общественной безопасности.

Цели
административного принуждения:
предупреждение правонарушений и
наступления иных вредных последствий;
пресечение правонарушений; восстановление
нарушенного состояния; процессуальное
обеспечение; наказание (ответственность)
правонарушителя.

Виды
мер административного принуждения

1. По
характеру и специфике правонарушения:

  • меры
    психического воздействия;

  • меры
    физического воздействия;

  • меры
    материального (имущественного)
    воздействия;

  • меры
    организационного воздействия.

2. По
субъекту применения:

  • применяемые
    индивидуальными субъектами;

  • применяемые
    коллективными субъектами.

3. По
нормативным основаниям:

  • основанные
    на законах;

  • основанные
    на подзаконных актах.

4. По
порядку применения:

  • применяемые
    в административном (внесудебном)
    порядке;

  • применяемые
    в судебном порядке.

5. По
фактическим основаниям:

  • основанные
    на правонарушениях;

основанные
на иных фактах (аномалии с правовым
содержанием


носит официальный, государственно
властный характер,применение
его осуществляется лишь от имени
государства уполномоченными
государственными органами и их
должностными лицами в процессе реализации
ими государственно властных полномочий,
отсюда и возникает соответствующий
характер принудительной деятельности.

— множественность
и разнообразие субъектов
применения административно принудительных
мер, в противовес моносубъектному
характеру применения мер всех других
разновидностей государственно-правового
принуждения. Количество соответствующих
субъектов постоянно изменяется;

— многочисленность
лиц,
относительно которых осуществляется
применение административно принудительных
мер. Среди них не только физические, но
и юридические лица разнообразных форм
собственности и организационно-правовых
форм, в том числе и органы государственной
исполнительной власти, местного
самоуправления;

— отсутствие
служебного подчинения между субъектами
применения
административно принудительных мер
(активными участниками) и лицами,
относительно которых осуществляется
применение отмеченных мер (их можно
назвать пассивными участниками
соответствующих правоотношений,
поскольку именно их поведение является
объектом определенного влияния);

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить приватизацию квартиры: куда подавать заявление и сроки оформления

— принудительный
характер,на
что указывает уже само название, то есть
«принуждать» лицо, сознательно
осуществлять те или иные действия, или
же воздержаться от них, покорившись
вопреки своим желаниям;

— правовой
характер.Применение
административно принудительных мер
осуществляется на основе норм права
(административного права).

48.Обстоятельства смягчающие административную ответственность

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Обстоятельства,
смягчающие административную
ответственность, —
установленные КоАП и принятыми в
соответствии с КоАП законами факторы
и условия, при наличии которых орган
или должностное лицо, уполномоченные
рассмотреть дело об административном
правонарушении, могут назначить менее
строгие меры административной
ответственности из тех, которые
предусмотрены статьей КоАП или статьей
закона субъекта РФ об административных
правонарушениях.

Статья
4.2. Обстоятельства, смягчающие
административную ответственность

1)
раскаяние лица, совершившего
административное правонарушение;

2)
добровольное прекращение противоправного
поведения лицом, совершившим
административное правонарушение;

3)
добровольное сообщение лицом, совершившим
административное правонарушение, в
орган, уполномоченный осуществлять
производство по делу об административном
правонарушении, о совершенном
административном правонарушении;

4)
оказание лицом, совершившим административное
правонарушение, содействия органу,
уполномоченному осуществлять производство
по делу об административном правонарушении,
в установлении обстоятельств, подлежащих
установлению по делу об административном
правонарушении;

5)
предотвращение лицом, совершившим
административное правонарушение,
вредных последствий административного
правонарушения;

6)
добровольное возмещение лицом, совершившим
административное правонарушение,
причиненного ущерба или добровольное
устранение причиненного вреда;

7)
добровольное исполнение до вынесения
постановления по делу об административном
правонарушении лицом, совершившим
административное правонарушение,
предписания об устранении допущенного
нарушения, выданного ему органом,
осуществляющим государственный контроль
(надзор);

8)
совершение административного
правонарушения в состоянии сильного
душевного волнения (аффекта) либо при
стечении тяжелых личных или семейных
обстоятельств;

9)
совершение административного
правонарушения несовершеннолетним;

10)
совершение административного
правонарушения беременной женщиной
или женщиной, имеющей малолетнего
ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

3.
Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены
иные обстоятельства, смягчающие
административную ответственность за
совершение отдельных административных
правонарушений, а также особенности
учета обстоятельств, смягчающих
административную ответственность, при
назначении административного наказания
за совершение отдельных административных
правонарушений.(не исчерпывающий)

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector