Консультация юриста
Назад

Договор на право оперативного управления имуществом

Опубликовано: 22.03.2020
0
3

Законодательное регулирование

ГК несет в себе основные положения о праве собственности, формах его реализации. В частности, имеется специальная статья, посвященная и оперативному управлению имуществом.

Кроме ГК, вопросы управления государственным и муниципальным имуществом регулируется инструкциями, положениями, принятыми как федеральным правительством, так и его отдельными органами (Росимуществом), так и на региональном уровне.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Росимуществом опубликовано специальное письмо о распоряжении государственным недвижимым имуществом.

Федеральные органы власти относительно имущества, принадлежащего региону или муниципалитетам вправе давать лишь рекомендации.

Организации, не имеющие отношения к государству или муниципалитетам, обязаны придерживаться исключительно положений ГК. Применение пунктов иных актов, например, при заключении договора оперативного управления имуществом, возможно по желанию собственника.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

Договор на право оперативного управления имуществом

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

В чем сущность данного права

Оперативное управление имуществом – это, прежде всего, обладание и имуществом, переданным юридическому лицу, и использование его. Серьезно ограничивается распоряжение имуществом, т. е. наложен запрет на продажу, дарение, передачу в залог, передачу в уставной капитал.

Вправе ли владелец сдавать имущество в аренду? Ответ зависит от того, что написано в уставных документах и в договоре с собственником. Сделки с имуществом такого рода разрешено заключать с согласия представителя собственника.

Дополнительные ограничения устанавливаются собственником с помощью норм закона и договора. В случае с государственной или муниципальной формой собственности предполагается возможность дачи распорядителем имущества дополнительных указаний относительно его вне норм договора.

Договор на право оперативного управления имуществом

В судебной практике отмечается право собственника изъять имущество, используемое не по назначению, либо являющееся излишним.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В заключение

Договор на право оперативного управления имуществом

Если имущество находится в собственности государства или муниципалитета, то договор заключается на основании постановления главы муниципального образования, либо иного должностного лица, имеющего полномочия.

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды размещение рекламы на фасаде здания

От имени государства выступают или представители департамента имущественных отношений (если имущество принадлежит региону) или территориального управления Росимущества.

Без их распорядительных актов договор на оперативное управление имуществом не заключается. Если эти акты были приняты, но с нарушениями закона, договор могут впоследствии признать недействительным.

Как быть с имуществом частной организации, переданным в управление? Требуется согласие собственника. В крупной компании сюда включается согласие директора, как его представителя, или даже членов правления, в зависимости от суммы сделки и иных факторов. Комплект документов и порядок действий определяются уставом или учредительным договором.

Оперативное управление имуществом – это разновидность прав на чужое имущество. Применяется в основном в системе руководства государственной или муниципальной собственности. В то же время негосударственные структуры не ограничены в его использовании.

Передача имущества производится на основе договора, согласно утвержденной форме и целому перечню нормативных актов, если речь идет о бюджетных организациях. Частные компании обязаны руководствоваться лишь ГК.

Приложение 1. Договор о передаче государственному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление

 При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

договор оперативного управления

Утвержденопостановлением администрацииМожайского муниципального районаМосковской областиот 31 июля 2014 года N 1802-П

Бланк учреждения

(обязательно должны быть указаны реквизиты, адрес местонахождения

и контактные телефоны)

Главе Можайского муниципального района

Московской области

____________________________________

Прошу закрепить на праве оперативного управления за (наименование

учреждения) сроком на 5 (пять) лет муниципальное имущество согласно

прилагаемым перечням (прилагаются).

1. Перечень недвижимого имущества.

2. Перечень особо ценного движимого имущества (для бюджетных и

оперативное управление имуществом это

автономных учреждений).

3. Перечень иного движимого имущества.

Директор (заведующий) _______________/_______________

Главный бухгалтер ___________________/_______________

Курирующий заместитель главы администрации

Можайского муниципального района

договор на оперативное управление имуществом

Дата, подпись, расшифровка

Приложения N 1, 2, 3к заявлению учрежденияот ___________ N _______

Перечень особо ценного движимого имущества

Перечень движимого имущества

N п/п

Инвентарный номер

Наименование имущества

Адрес (местоположение) имущества

Количество

Балансовая стоимость

Бланк предприятия

Московской области

______________________________________

договор на право оперативного управления имуществом

Прошу закрепить на праве хозяйственного ведения за (наименование

предприятия) сроком на 5 (пять) лет муниципальное имущество согласно

2. Перечень иного движимого имущества.

Приложения N 1, 2к заявлению предприятияот ___________ N ______

Приложение 1к приказу ГУИНМинюста Россииот 7 декабря 2001 года N 230

Главное управление исполнения наказаний Минюста России (далее Учредитель) в

лице начальника ГУИН Минюста России

, действующего на основании

(фамилия, имя, отчество)

Положения, с одной стороны, и

,

(государственное учреждение)

далее именуемое Учреждение, в лице начальника

, действующего

(фамилия, имя, отчество)

Структура соглашения

Договор на право оперативного управления имуществом имеет примерно такую структуру:

  • сведения об участниках договора;
  • перечень переданного имущества, его характеристики;
  • сведения о недвижимости берутся из реестра прав на недвижимые объекты;
  • стоимость переданного имущества;
  • перечень прав, которые получает юридическое лицо – получатель;
  • права и обязанности участников;
  • срок действия, порядок продления;
  • порядок внесения изменений в текст соглашения;
  • условия его досрочного прекращения.

Передача недвижимости влечет изменение статуса земельного участка, на котором располагается объект. Здесь включается единство судьбы земельного участка и недвижимости, расположенной на нем.

Передача прав на участок оформляется в том же договоре или отдельным соглашением. Оформление сделок проводится одновременно.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

договор на право оперативного управления муниципальным имуществом

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Какие документы прилагаются

Неотъемлемая часть договора на право оперативного управления имуществом – приложение, описывающее переданное имущество, его свойства, особенности. Прилагается техническая документация.

Предлагаем ознакомиться:  Дарственная на квартиру с обременением в 2019 году: как оформить

В случае передачи недвижимости в приложении нет необходимости, адреса и кадастрового номера вполне достаточно.

При подписании договора обязательно составляется акт приема-передачи. В нем отмечаются особенности, какие-то нюансы, которые могут в будущем оказать влияние на права сторон.

Об утверждении Типовых договоров о передаче федерального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение

ПРИКАЗ

от 7 декабря 2001 года N 230

договор о передаче имущества в оперативное управление

Об утверждении Типовых договоров о передачефедерального имущества в оперативное управлениеи хозяйственное ведение

1.1. Типовой договор о передаче государственному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление (приложение 1).

1.2. Типовой договор о передаче государственному унитарному предприятию федерального имущества в хозяйственное ведение (приложение 2).

2.1. Обеспечить до 1 мая 2002 года пообъектное выделение и закрепление на балансе государственных учреждений федерального имущества (движимого и недвижимого), необходимого для выполнения поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.

2.2. Осуществить передачу с баланса на баланс, оформление разделительных ведомостей и проведение инвентаризаций на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 107н и от 20 июля 1998 года N 33н.

2.3. Организовать до 1 июня 2002 года представление в ГУИН Минюста России договоров о передаче федерального имущества в оперативное управление и хозяйственное ведение.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника ГУИН Минюста России генерал-майора внутренней службы Н.И.Баринова.

Начальникгенерал-лейтенантвнутренней службыВ.У.Ялунин

Приложение 2к приказу ГУИНМинюста Россииот 7 декабря 2001 года N 230

Главное управление исполнения наказаний Минюста России (далее Учредитель) в лице

начальника ГУИН Минюста России

,

(фамилия, имя, отчество)

действующего на основании Положения ,с одной стороны, и

,

(государственное унитарное
предприятие)

далее именуемое Предприятие, в лице директора

, действующего

(фамилия, имя, отчество)

на основании учредительных документов, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

— заявления о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Можайского муниципального района, за казенным, бюджетным или автономным учреждениями Можайского муниципального района на праве оперативного управления (приложение N 1);

— заявления о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Можайского муниципального района, за муниципальным унитарным предприятием Можайского муниципального района на праве хозяйственного ведения (приложение N 2);

— договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (приложение N 3);

— договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения 012 (приложение N 4).

2.1. При заключении договоров, указанных в пункте 1 настоящего постановления, руководствоваться прилагаемыми типовыми формами.

2.2. Привести в соответствие с настоящим постановлением заключенные (действующие) договоры.

3. Определить, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома возлагается на казенные, бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия Можайского муниципального района Московской области в отношении закрепленного имущества, находящегося в многоквартирных жилых домах, с 01.05.2014.

4. Настоящее постановление разместить на официальном сайте администрации Можайского муниципального района в сети Интернет и опубликовать в газете «Новая жизнь».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Можайского муниципального района Кородченкова Р.Н.

Глава Можайскогомуниципального районаА.В. Черный

Бланк учреждения

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Московской области

Бланк предприятия

Московской области

Утвержденпостановлением администрацииМожайского муниципального районаМосковской областиот 31 июля 2014 года N 1802-П

г. Можайск Московской области «___» ___________ 2014 года

Комитет по управлению имуществом администрации Можайского

муниципального района, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) ___,

внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным

государственным регистрационным номером (ОГРН) ____________________________

(дата и место

________________________________________, действующий от имени собственника

государственной регистрации)

— муниципального образования Можайский муниципальный район Московской

области, именуемый в дальнейшем «Комитет», в лице председателя ___________,

действующего на основании Положения о Комитете по управлению имуществом

администрации Можайского муниципального района Московской области,

Предлагаем ознакомиться:  Договор займа у нотариуса - советы адвокатов и юристов

утвержденного решением Совета депутатов Можайского муниципального района от

_____._______._________ N _______________, распоряжения главы/администрации

Можайского муниципального района от ___.___._____ N ______________, с одной

стороны, —

муниципальное учреждение __________, юридический адрес: ______________,

зарегистрировано _____________, за основным государственным регистрационным

номером (ОГРН) ___________, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)

_______, код причины постановки на учет (КПП), в лице директора/заведующего

___________________, действующего _________________, именуемое в дальнейшем

«Учреждение», совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о

закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от

1. Предмет Договора

1.1. Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности Можайского муниципального района (далее — Имущество).

Перечень закрепляемого за Учреждением недвижимого имущества указан в приложении N 1, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

Перечень закрепляемого за Учреждением особо ценного движимого имущества указан в приложении N 2, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

Перечень закрепляемого за Учреждением иного движимого имущества указан в приложении N 3, прилагаемом к Договору и являющемся его неотъемлемой частью.

1.2. Имущество, закрепляемое за Учреждением на праве оперативного управления, отражается на балансе Учреждения в соответствии с действующим законодательством и установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

1.3. Действие Договора распространяется на Имущество, созданное и (или) приобретенное Учреждением в результате его деятельности и отраженное на балансе Учреждения.

2.1. Договор заключается сроком на пять лет с ______ по ______.

2.2. Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если иное не предусмотрено законом и (или) иными правовыми актами или решениями собственника.

2.3. Право оперативного управления возникает у Учреждения с момента передачи Имущества в соответствии с разделом 3 Договора, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

2.4. Плоды, продукция и доходы от использования Имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, а также Имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами Можайского муниципального района.

3.1. Учреждение обязано принять, а Комитет передать Учреждению указанное в пункте 1.1 Договора Имущество в оперативное управление. Прием-передача Имущества осуществляется по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 4 к Договору.

3.2. В случае принятия собственником решения о закреплении за Учреждением в оперативное управление движимого имущества, не указанного в пункте 1.1 Договора, движимое имущество считается переданным Учреждению на основании соответствующего распорядительного акта собственника о передаче движимого имущества в оперативное управление со дня утверждения актов приема-передачи движимого имущества с последующим внесением соответствующих изменений или дополнений в Договор.

4.1.1. Беспрепятственно производить периодический осмотр Имущества на предмет соблюдения условий его эксплуатации и использования в соответствии с Договором и действующим законодательством Российской Федерации.

4.1.2. Досрочно расторгнуть Договор в случае принятия собственником решения о сносе Имущества или о его изъятии из оперативного управления.

4.2.1. Передать Учреждению Имущество по акту приема-передачи, а также передать Учреждению необходимую документацию по передаваемому в оперативное управление Имуществу.

Государственная регистрация

Все сделки с недвижимостью должны регистрироваться и обсуждаемые соглашения не исключение. Договор о передаче имущества в оперативное управление после заключения подлежит регистрации в Росреестре или кадастровой палате, в зависимости от структуры органов в регионе.

Уклонение или отказ от регистрации делают сделку незаключенной, и никаких прав и обязанностей не порождающей.

Процедура проводится в общем порядке: стороны подают документы, и чиновники Росреестра проводят их проверку. Несмотря на кажущуюся легкость регистрации сделок с муниципальной или государственной недвижимостью, это не так.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Наоборот, сделки с такими объектами проверяются еще тщательнее. На практике встречаются ситуации, когда администрация вынуждена судиться с регистраторами.

Чтобы избежать проблем, работу над договором на право оперативного управления муниципальным имуществом следует доверить юристам местной муниципальной администрации. Они прекрасно знакомы с тонкостями подобных сделок.

, , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector