Консультация юриста
Назад

Изменения в законе о работе гипермаркетов

Опубликовано: 12.02.2020
0
2

Какие изменения принес с собой ФЗ 704631-6?

381-ФЗ состоит из пяти глав. Разберем кратко основные положения закона.

Первая глава 381-ФЗ – вводная, где говорится о целях и сфере действия закона. Указаны:

  • термины из сферы торговли и те, которые используются в 381-ФЗ;
  • нормативы, которые касаются торговой деятельности;
  • формы контроля и регулирования;
  • полномочия представителей власти и т.д.

Вторая глава 381-ФЗ посвящена требованиям и вариантам торговли в России. Например, в ней описаны:

  • права организаций и физлиц;
  • список правил размещения объектов передвижной торговли;
  • специфика ведения ярмарочного бизнеса и обязанности участников ярмарки;
  • принципы соглашений между фирмами и прочими организациями, ведущими работу в торговой сфере.

Для составления и хранения шаблонов документов, ведения данных контрагентов при торговой деятельности можно использовать специальные программы. Удобная и бесплатная облачная CRM для торговли — Бизнес.Ру. Попробуйте ее прямо сейчас{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Третья глава посвящена госрегулированию более подробно. Перечислены требования к фирмам и организациям сферы торговли с точки зрения антимонопольного, государственного регулирования. Также описаны правила торговли на с точки зрения муниципального контроля.

Четвертая глава объясняет, как государство собирается торговую сферу развивать и улучшать. Пятая — описывает дополнительные требования и условия.

28 ноября 2018 года были внесены изменения в 381-ФЗ о запрете ритейлерам возврата поставщикам продовольственных товаров. Они вступили в силу 9 декабря 2018 года. Договоры поставки, если они были заключены ранее, следует изменить в течение 180 дней с момента вступления изменений в силу. Так что фактически документ заработает 8 июля 2019 года.

Новый ФЗ предполагает следующие изменения в государственном регулировании торговой сферы:

  • ритейлерам запрещено возвращать поставщику товар, имеющий срок годности до 30 дней;
  • нельзя заменять такие товары на другие;
  • нельзя просить у поставщика вернуть их стоимость.

Кроме того, закон запрещает торговым сетям и посредникам при продаже продовольственных товаров требовать от производителей деньги на оплату расходов за утилизацию просрочки.

Уточняется, что ритейлер не может договариваться с производителем скоропортящихся товаров об условиях возврата.

Усовершенствовать систему учета и уменьшить количество просрочки в продовольственном магазине поможет облачная система учета «Бизнес.Ру Розница». Оценить ее возможности можно бесплатно{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Система маркировки

19 декабря 2018 года депутаты одобрили законопроект о единой системе прослеживаемости товаров, по которой поставщики и посредники при продаже товаров обязаны направлять данные об обороте определенных товаров оператору этой системы.

Законопроект также вносит изменения в 381-ФЗ. Президент подписал этот документ в последних числах 2018 года. Он получил номер 488-ФЗ (от 25 декабря 2018 года).

С 2019 года все производители, поставщики и ритейлеры товаров, которые попадают под маркировку, должны работать и устанавливать оборудование с оглядкой на эту единую систему прослеживаемости.

488-ФЗ ввел в четвертую главу 381-ФЗ новую статью 20.1 (она так и называется: «Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров…»). В главе обозначены основные моменты функционирования системы прослеживаемости товаров.

По закону утверждать перечень товаров, подлежащих маркированию, условий работы и правила создания этой системы должно Правительство РФ.

Напомним, что сейчас существует перечень из 10 групп категорий, которые в 2019 году необходимо сканировать для системы отслеживаемости товаров. Оператором системы был назван «Центр развития перспективных технологий».

Система маркировки обязывает участников программы иметь специальную электронную подпись, а также для упрощения работы с ней, желательно иметь сканер. Подробнее о системе маркировки читайте в этой статье{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt; 

Вести учет товаров по серийным номерам, печатать этикетки и ценники для модификации товаров можно в программе «Бизнес.Ру Розница».

Перехожу к пошаговому анализу одновременно трех документов:

  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»

  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

  • Федеральный закон «О защите конкуренции»

Первое, что бросилось в глаза, это определение «услуг по продвижению товара»

«10. услуги по продвижению товаров — услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.»

Вдумайтесь, «услуги по продвижению товара — ….либо осуществление иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров»

Можно сказать, что в законе использована формулировка, которая объясняет, что «масло – это все, что можно назвать маслом».

«4. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг,  услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»

Предлагаем ознакомиться:  Закон о продаже энергетических напитков 2019 статья — Ведущий Юрист

Я специально привел весь пункт целиком.
Казалось бы, все ужасно. Премия не больше 5%, причем база для расчета уменьшена на величину НДС и акциза. Эти жалкие 5% включают все услуги по продвижению!

Кроме того, если вчитаться более внимательно, данный пункт ограничивает размер премии по договору поставки хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки хозяйствующему субъекту, ведущему торговую деятельность. Не указано, что «путем создания розничной сети». То есть, фактически, действие данного пункта распространяется и на отношения производителя и его дистрибьютора!

Производитель не может платить никому и сам должен организовывать и оплачивать всю цепочку сбыта и продвижения продукции. Или закладывать все в цену. Возможно, дарить товар…

Дальше – больше. Пункт 6 статьи 9!

« 6. Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается»

Все! Круг замкнулся! 5 % и все!

В пункте 7 немного (от двух рабочих до 5 календарных дней) уменьшены сроки оплаты за поставленный товар. Изменена дата начала отсчета отсрочки – теперь это «дата фактической приемки товара». Сетям понадобится дополнительное финансирование для приведения своей задолженности за поставленный товар в соответствие с новыми требованиями!

Но, читая поправки дальше, я дошел до пункта 11. Он практически не изменился по сравнению со старой редакцией закона «О торговле», только «маркетинговые услуги» заменены на «услуги по продвижению, подготовке и обработке».

В новой редакции пункт 11 статьи 9 будет звучать так:

«11.Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг»

Но ведь именно этот пункт позволил в 2009 году перевести все бонусы в договоры оказания услуг! Значит, можно не менять договоры оказания услуг, по которым и шли основные выплаты поставщиков ритейлерам?

Что же это означает? Неужели коллизия? Пункт 11 противоречит пункту 4?

Нет!

Это означает, что по-прежнему разрешены любые договоры оказания услуг между хозяйствующими субъектами!

Читаем внимательно:

  1. Статья 9 381 ФЗ называется «Права и обязанности …. в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров» . Т.Е. ТОЛЬКО ДОГОВОРА ПОСТАВКИ.

  2. Пункт 4, начинается словами «Соглашением сторон договора поставки ….. МОЖЕТ предусматриваться включение в его цену вознаграждения ….. Совокупный размер вознаграждения ( ИМЕННО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ , которое может быть включено в договор поставки ) не может превышать 5 %…

  3. Запретительный пункт 6 говорит о том, что запрещена выплата вознаграждений, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННЫМ ЗАКОНОМ.

  4. И, наконец, пункт 11 «Услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги МОГУТ оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

Вывод:Стороны могут включать или не включать выплату премии или оплату услуг по продвижению в Договор поставки. В этом случае они могут заключить Договор об оказании услуг по продвижению товара. Стоимость таких услуг не регламентируется. Оказание таких услуг не противоречит пункту 6, так как разрешено данным законом

Закон о торговле.JPG

Т.е. поставщик
, как и раньше, может оплачивать любые услуги розничной сети. Главное, необходимо, чтобы выполнялись следующие основные условия:

  1. Не было принуждения со стороны ритейлера;

  2. Не создавались дискриминационные условия. За эти нарушения закон существенно ужесточает санкции, как прописанные в законе «О торговле», так и внесенные в ГК РФ.

  3. Мой совет из практики работы после принятия 381 ФЗ – ни в коем случае не надо привязывать стоимость услуг к объему продаж. С одной стороны – это дискриминация (одни и те же паллеты могут стоить по-разному для производителей с разным объемом продаж), с другой – это может быть расценено как нарушение указанных выше требований. В свое время в 2009 году 30% премии сети и поставщики успешно перевели в услуги, уж насчет 5% они как-нибудь договорятся.

Предлагаем ознакомиться:  Письмо о возврате плохого сырья

Например, если сейчас стоимость логистических и прочих услуг привязана к товарообороту, то для приведения Договора поставки в соответствие с новыми требованиями закона «О торговле» необходимо привязать стоимость логистических услуг к кубометру или килограмму, услуг по упаковке и мерчендайзингу – к количеству единиц продукции. Понятные и прозрачные правила, не привязанные к товарообороту! Нет дискриминации, совершенно понятна стоимость услуг и методика ее расчета.

Остальные поправки в этой статье обсуждать не буду. Они незначительно повлияют на общую методику взаимодействия ритейлеров и поставщиков.

Заключение

Данные поправки, как и планировалось, защищают интересы поставщиков и производителей, но, к счастью, из-за допущенных при составлении ФЗ 704631-6 неточностей и просчетов, не мешают работать, оставляя шанс новым производителям и новым товарам выйти на рынок.

Правила торговли непродовольственными товарами в РФ 2019

Долго перечислять все непродовольственные изделия (список этот есть в Постановлении Правительства и частично представлен выше). Если кратко, к ним относится все, что нельзя принимать в пищу.

Основные правила торговли такими товарами в РФ в 2019 году не отличаются от требований предыдущих лет. Среди них:

  • предоставление данных о названии и адресе торговой точки;
  • указатели и вывески внутри и на входе в магазин;
  • бейджики — имена продавцов и данные о торговой точке на них;
  • ценники;
  • реализация товаров, имеющих сертификаты качества и сопроводительные документы;
  • информирование о времени открытия и закрытия, перерыве;
  • соблюдение СанПина, норм пожарной и экологической безопасности, закона о защите прав потребителей.

Основные требованию к чеку, который требуется выдавать покупателю, прописаны в законе 54-ФЗ. Согласно ему, в реквизитах надо указать не только стоимость вещи, но и ИНН (индивидуальный налоговый номер), имя юрлица или ИП, номер чека и кассового аппарата, время и дату реализации и т. д.

Изменения в законе о работе гипермаркетов

Согласно закону о защите прав потребителя в некоторых случаях необходимо выдавать не только кассовый, но и товарный чек. Например, если чек из кассы не содержит полного наименования, названия сорта или вид, обязательно выдавать товарный чек при продаже:

  • натуральных мехов;
  • текстиля и швейных изделий;
  • технически-сложных товаров;
  • из драгоценных камней и металлов;
  • животных;
  • стройматериалов.

Как прописано в законе о защите прав потребителей, товарный чек отдается по первому требованию потребителя.

Попробуйте программу «Бизнес.Ру Розница», которая позволяет печатать кассовые чеки и отправлять их электронные версии покупателям на e-mail или посредством sms-сообщения. Программа полностью соответствует 54-ФЗ и может работать без интернета неограниченное время.Попробуйте «Бизнес.Ру Розница» и получите возможность удаленно контролировать свой бизнес{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

По правилам розничной торговли в 2019 году  маркировка обязательна для непродовольственных товаров. Это означает, что на упаковке должно быть название, адрес и страна производителя, указаны те технические параметры, которые для этой продукции важны.

Отметим, что многие производители шифруют эту техническую информацию в штрих-коде, что не запрещено законодательством.

Требования к маркировке продолжают разрабатываться правительством. Например, документы, с одной стороны требуют, чтобы производитель придерживался регламентов, с другой — публиковал информацию по своему усмотрению. Пока единообразие маркировки прописано только для некоторых товарных групп.

Все требования к маркировке товаров описаны в отдельных технических регламентах для каждого товара.

Например, правила маркировки при торговле парфюмерно-косметической продукцией описаны в ТР ТС 00 9/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», а нормы для вещей легкой промышленности в ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».

Правила торговли непродовольственными товарами в РФ 2019

Изменения в законе о работе гипермаркетов

Сроки оплаты продовольственных товаров — один из важных вопросов, разъясненных 381-ФЗ. В 2018 году изменений в этой области не было, речь шла лишь о запрете возврата поставщикам продуктов с небольшим сроком годности.

Тем не менее кратко напомним основные положения по вопросу сроков оплаты за поставку продовольствия по 381-ФЗ.

Срок оплаты зависит от срока годности товаров (по правкам 2016 года). Например, если срок годности меньше 10 дней, то их необходимо оплачивать не позже 8 дней со дня приемки.

Если срок годности товара — от 10 до 30 дней, то надо оплатить их не позднее 25 дней с момента приемки.

Если на реализацию приняты товары со сроком годности более 30 дней — то за них следует вернуть деньги в течение 40 дней со дня приемки. Это же правило распространяется на алкоголь, произведенный в РФ.

Срок отправки документов за продукцию — три рабочих дня.

Правила торговли продовольственными товарами 2019

Спрос на продукты питания постоянен, поэтому в РФ большое количество продовольственных магазинов. Они обязаны соблюдать законодательные нормы: продавать качественный товар, хранить его по правилам, обращать внимание на санитарное законодательство.

Продуктов питания много, и требования по температуре хранения и срокам продажи  разные — все нюансы нужно соблюдать, чтобы не получить штраф. Рассмотрим правила торговли продовольственными товарами в 2019 году.

Основные аспекты

Изменения в законе о работе гипермаркетов

Представим список наиболее важных норм для продуктового магазина.

  1. Торговая точка должна быть зарегистрирована по нормам в ФНС: иметь название, направление деятельности и т.д.;
  2. Соблюдать условия обслуживания покупателей: наличие кассовой техники, весов, уголка потребителя и прочее;
  3. Выкладывать продукты нужно так, чтобы клиент мог рассмотреть и товар и цены;
  4. Сортировать по типу хранения в соответствии требуемой температурой;
  5. Работники продуктового магазина должны иметь санитарную книжку. Носить распущенные волосы запрещено;
  6. Требование к продукции: продажа до истечения срока годности, в неповрежденном виде (невскрытая упаковка, отсутствие вмятин на алюминиевых банках и т. д.)
Предлагаем ознакомиться:  Срок давности по кредиту в банке: расчет исковой давности взыскания долга

Это не все нормы, которые обязан соблюдать продовольственный ритейл. Прочие условия работы связанны с требованием к месту торговли, санитарно-гигиеническим правилам. За их нарушения предусмотрена ответственность. Обычно это штрафы.

Правила торговли и оказания услуг 2019

Точки, которые оказывают услуги общественного питания, также должны соблюдать нормы СанПина. Нормы и правила торговли и оказания услуг общепита в 2019 году регламентируется Постановлением Правительства, которое было принято еще в 1997 году. В него вносятся небольшие изменения, но основные нормы не изменились:

  1. Продукты питания, из которых готовится еда в кафе, ресторанах и других заведениях, должны иметь сертификаты соответствия стандартам качества;
  2. Наличие лицензии на предоставление услуг общепита;
  3. Покупатель должен получить информацию об услугах, их спектре, о госрегистрации, а также о цене каждого блюда и других товаров, о способах оплаты. Важен полный список предлагаемых блюд с ингредиентами, сведения о размере (массе). В случае проблем покупателю не запрещается оставить запись в жалобной книге;
  4. Необходимо соблюдать нормы СанПина;
  5. Режим работы необходимо указывать так, чтобы потребители его видели. Если он изменяется, то кафе или ресторан обязан проинформировать своих клиентов заранее;
  6. Точка общепита может самостоятельно установить правила поведения клиентов. Однако главное, чтобы посетители не нарушали российское законодательство. Сейчас контролирующие органы строго следят за соблюдением антитабачного законодательства. Курить внутри кафе запрещено;
  7. Пожарная и экологическая безопасность для всех помещений (не только зал, но и подсобки).
  8. Список предоставляемых услуг необходимо оформить так, чтобы он соответствовал нормам для подобных документов (печать, подпись, дата и т.д).

С чем связано ограничение?

Авторы проекта заявили, что смысл ограничений заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность малых форм торговли по сравнению с крупными сетями.

«Ограничения работы гипермаркетов, никаких 24 часов, ограничения работы по выходным. Мы считаем, что только таким способом мы сможем освободить рынок от вашего (торговых сетей — прим. АиФ. ru) монопольного засилья в крупных городах», — заявил во время слушаний Лисовский главе Ассоциации компаний розничной торговли Илье Ломакину-Румянцеву.

Сенатор отметил, что проект закона поддерживает часть ведомств, а в настоящее время разработчики ведут переговоры с остальными. «Мы пытаемся договориться с Минпромторгом, Минсельхозом и ФАС, чтобы это была согласованная позиция», — пояснил Лисовский, добавив, что торговые сети также будут привлекать к обсуждению.

Какую реакцию вызвало предложение?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поддержала инициативу парламентариев запретить круглосуточную работу крупных сетевых магазинов. По словам первого заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, лучше «создать конкурентную среду» и «не ограничивать власть розничных сетей». Необходимо «усиливать власть мелкоформатной торговли», подчеркнул Кашеваров.

Не нашла поддержки эта идея и у Минпромторга. Как сообщил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, министерство «очень настороженно относится к идее законодательного запрета работы крупных магазинов в ночное время и в выходные, хотя такой законопроект на рассмотрение не поступал».

Он отметил, что подобная практика действительно существует в некоторых странах, например, в Германии, но с каждым годом этот запрет ослабляется. Евтухов посоветовал идти по пути создания условий для развития нестационарной торговли. Дефицит таких точек, по данным министерства, составляет 50 тыс. по стране.

Когда проект внесут в Госдуму?

Сергей Лисовский отметил, что проект поправок в закон «О торговле» планируется внести в Госдуму в течение осенней сессии парламента от имени рабочей группы вице-спикера Госдумы Ирины Яровой и сенатского комитета по аграрно-продовольственной политике.

В свою очередь Ирина Яровая заявила, что не разделяет идею законодательного регулирования времени работы торговых предприятий и не участвует в разработке соответствующих поправок. «Идею законодательного регулирования времени работы торговых предприятий, озвученную на парламентских слушаниях в Совете Федерации, я не разделяю и считаю странной», — пояснила Яровая.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector