Консультация юриста
Назад

Унитарные предприятия: учет и налогообложение

Опубликовано: 22.01.2020
0
0

Указание на ежеквартальное перечисление части прибыли недопустимо

Федеральным законом № 161-ФЗ предусмотрено ежегодное перечисление унитарным предприятием в бюджет части прибыли, поэтому введение со стороны уполномоченных органов обязанности по перечислению части прибыли ежеквартально является неправомерным. Этот вывод подтверждается Апелляционным определением ВС РФ от 11.07.2018 № 1-АПГ18-7.

Федеральный законодатель, наделяя представительные органы муниципальных образований полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил:

  • периодичность изъятия (раз в год);

  • количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год).

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Какие-либо полномочия по изменению периодичности изъятия части прибыли, остающейся в распоряжении МУП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, федеральный законодатель органам местного самоуправления не предоставил.

Установление представительным органом муниципального образования ежеквартального перечисления части прибыли фактически изменяет предусмотренное федеральным законодателем правовое регулирование, что прямо противоречит нормам законодательства.

Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий

Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных, муниципальных унитарных предприятий (ГУП) определяется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), в соответствии с которым ГУП, с одной стороны, — государственное предприятие, а с другой, — коммерческое. Правовое регулирование ГУПов, основанных на праве хозяйственного ведения, определяется ст.ст.113, 114, 294, 295, 299, 300 ГК РФ, на праве оперативного управления — ст.ст.113, 115, 296, 297, 299, 300 ГК РФ.

ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих предприятий.

Унитарные предприятия: учет и налогообложение

ГУПы создаются и действуют на основе государственной или муниципальной формы собственности.

Учредителем ГУПа является государство (субъект федерации) или муниципальное образование.

Собственник (государство, муниципальное образование), передавая ГУПу имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на эту собственность.

ГУПы в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ГУП не может выполнять функции доверительного управляющего (ст.1015 ГК РФ).

унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное и муниципальное), в том числе федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), государственное унитарное предприятие (ГУП), муниципальное государственное предприятие;

Унитарные предприятия: учет и налогообложение

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Основным учредительным документом ГУПа является устав, в котором определяется размер уставного капитала, а также цели и задачи его деятельности. Размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия закона минимальный размер уставного капитала ГУПа не установлен. Однако в учредительных документах ГУПа размер уставного капитала обязательно должен быть указан не менее 1000-кратного МРОТ.

За государством сохраняется право собственности на имущество, внесенное государством в уставный капитал унитарных предприятий, так как согласно п.2 ст.48 ГК РФ «к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия».

В результате у этого имущества появляются два обладателя вещных прав:

  • обладателем права собственности является государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
  • обладателем права хозяйственного ведения или оперативного управления — соответственно унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК РФ), или федеральное казенное предприятие (ст.115 ГК РФ).

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, то необходимо уменьшить уставный фонд; если стоимость чистых активов меньше размера, определенного законом, то данное предприятие может быть ликвидировано по решению суда (ст.114 ГК РФ).

В Федеральном законе от 30.11.1995 N 190-ФЗ «О финансово — промышленных группах» установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе быть участниками финансово — промышленных групп, дочерние предприятия этих ГУПов могут входить в состав таких групп только вместе со своим основным унитарным предприятием — учредителем. Однако порядок и процедура создания ГУПами дочерних юридических лиц действующим законодательством не определены.

Уставный фонд ГУПов должен быть полностью оплачен собственником до их государственной регистрации (п.4 ст.114 ГК РФ).

В уставе, кроме информации об уставном капитале, определяются также предмет и цели деятельности данного юридического лица, что придает ему специальный характер (см. п.1 ст.49 и п.2 ст.52 ГК РФ).

В учредительном документе отражается фирменное наименование предприятия, которое в соответствии с п.3 ст.113 ГК РФ обязательно указывает собственника имущества.

Руководитель ГУПа действует на праве единоначалия и представляет данное юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему полномочий на основе контракта.

Имущественная ответственность по своим обязательствам соответствует общим правилам ответственности других юридических лиц, определенных в ГК РФ. ГУП не отвечает по обязательствам своего учредителя, а учредитель — по долгам и обязательствам предприятия.

Право хозяйственного ведения на имущество возникает у предприятия с момента получения имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.

Имущество предприятия, находящееся в государственной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, и отражается на самостоятельном балансе предприятия по балансовым счетам по принадлежности имущества.

Предлагаем ознакомиться:  Новый закон о прописке: правила регистрации граждан рф по месту пребывания и месту жительства, правила выписки, фактическое проживание и временная регистрация в нежилом помещении, апартаментах

Права ГУПов по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом ограничены (ст.ст.113 — 114, 294 ГК РФ). Это касается хозяйственных операций с недвижимостью. В соответствии со ст.168 ГК РФ все сделки с недвижимостью (продажа, сдача в аренду, в залог и т.д.) без согласия собственника являются ничтожными (недействительными).

Порядок передачи имущества и оформления пакета документов, необходимого для передачи имущества предприятию, определяется Положением о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование, утвержденным Распоряжением Мингосимущества России от 23.03.1998 N 252-р (далее — Положение N 252-р).

К документам, необходимым для закрепления объектов недвижимости за ГУПом, относятся:

  1. Решение государственного органа по управлению государственным имуществом о создании унитарного предприятия с указанием, что функции учредителя предприятия осуществляет орган по управлению государственным имуществом и орган исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Функции координации и регулирования деятельности предприятия выполняет орган управления соответствующей отрасли;
  2. Распоряжение Мингосимущества России о передаче имущества в безвозмездное пользование или в аренду;
  3. Договор, оформленный на основании распоряжения, с предприятием о передаче и порядке использования движимого и недвижимого имущества предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Данный договор оформляется Мингосимуществом России или по отдельным поручениям его территориальными органами;
  4. Отчет об оценке имущества, передаваемого органом государственной власти, произведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Стоимостная оценка имущества утверждается учредителем;
  5. Акт приема — передачи имущества, передаваемого на праве хозяйственного владения или оперативного управления.

В соответствии с п.1.2 Положения N 252-р недвижимое имущество подлежит регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ред. 12.04.2001) и Приказом Минюста России N 194, Минимущества России N 16, Росземкадастра N 168 и Госстроя России N 1 от 03.07.2000.

К акту приема — передачи недвижимого имущества прилагаются:

  • перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, с указанием наименования объекта недвижимости (производственный комплекс, объект социально — культурного или бытового назначения, незавершенное строительство, иное), адреса и отнесения объекта к категории памятников истории и культуры, инвентарного номера объекта, даты и номера паспорта БТИ, остаточной стоимости, оценочной стоимости; все объекты перечисляются с указанием данных, позволяющих идентифицировать объект недвижимости;
  • перечень имущества, которое не относится к недвижимому, балансовая стоимость которого превышает 1000-кратный МРОТ. Данное имущество также вносится в реестр с указанием номера в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 N 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;
  • копии учредительных документов организации — пользователя имущества, нотариально заверенные;
  • информационное письмо органов статистики с указанием кодов организации — пользователя имущества;
  • перечень прочего имущества, передаваемого по акту приема — передачи;
  • выписка из технического паспорта БТИ (ф. 1а);
  • поэтажный план и экспликация на конкретное помещение;
  • справка о техническом состоянии здания.

На основании перечисленных документов объект недвижимого имущества закрепляется за предприятием и отражается на балансе ГУПа, являющегося титульным владельцем объекта.

Имущество передается ГУПам в аренду на бесконкурсной и конкурсной основе либо в безвозмездное пользование; порядок передачи предусмотрен в Положении N 252-р.

Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятиям осуществляется на основании ст.6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Ежегодно федеральным законом «О федеральном бюджете» Правительству РФ предоставляется право финансировать на условиях возвратности и платности коммерческие предприятия, в том числе ГУПы (т.е. на выдачу бюджетных кредитов).

Однако для ГУПов определены основные виды расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:

  • расходы на выполнение высокоэффективных прикладных научно — технических разработок, имеющих коммерческую значимость, на поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и на реализацию программ конверсии оборонного производства;
  • расходы на осуществление инвестиционных проектов в угольной отрасли, на покрытие убытков речного транспорта и др.

Учет бюджетного кредита отражается следующими записями:

  1. Получен бюджетный кредит в денежном выражении на счет предприятия:

Можно ли уменьшить чистую прибыль на сумму ошибки?

Прибыль, оставшаяся в распоряжении УП после уплаты налогов и иных обязательных платежей, определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. С этим согласны и судьи. Обоснования таковы (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2018 № 09АП-63853/2017-ГК по делу № А40-131884/2017).

Для целей исполнения Федерального закона № 161-ФЗ подлежит учету чистая прибыль по данным бухгалтерского, а не налогового учета. Налоговый учет ведется исключительно в целях обложения хозяйственных операций налогом на прибыль, его данные для иных сфер деятельности организации значения не имеют (например, для целей исчисления других налоговых платежей, в том числе НДС, налога на имущество, организации используют данные бухгалтерского, а не налогового учета).

Предлагаем ознакомиться:  Налоги уплачиваемые геологоразведочными предприятиями

Критерий использования в качестве источника выплаты дохода как собственникам имущества (в рассматриваемом случае), так и лицам, имеющим обязательственные права в отношении имущества организаций, именно чистой прибыли по данным бухгалтерской отчетности является универсальным и применяется в отношении организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм.

Поэтому тот факт, что УП по данным налогового учета получило убыток, который отражен в декларации по налогу на прибыль, не имеет значения для целей исполнения обязанности по перечислению части чистой прибыли (образовавшейся по данным бухгалтерской отчетности) в бюджет.

Если предприятие после составления отчетности обнаруживает в ней ошибку, приведшую к неправильному определению размера чистой прибыли, порядок ее исправления зависит от того, является ли ошибка существенной и в какой момент она обнаружена. Исправление ошибок в бухучете и бухгалтерской отчетности производится по правилам, прописанным в ПБУ 22/2010.

К примеру, УП выявило ошибку предшествующего отчетного года после представления бухгалтерской отчетности за этот год органу, уполномоченному осуществлять права собственника, но до даты утверждения такой отчетности в порядке, установленном законодательством РФ. Собственник имущества УП в отношении указанного предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность согласно пп. 9 п. 1 ст.

20 Федерального закона № 161-ФЗ. На основании п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную отчетность – в случаях, установленных законодательством РФ, – в течение 30 дней по окончании квартала. В пределах этих сроков конкретная дата подачи бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием.

Если ошибка является существенной, она исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета за декабрь отчетного года (года, за который составляется бухгалтерская отчетность). При этом в пересмотренной годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная отчетность заменяет первоначально представленную, а также об основаниях для ее составления.

Несущественная ошибка в указанной ситуации исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления такой ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Следовательно, отчетность не пересматривается и размер чистой прибыли не меняется.

Другая ситуация: ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Если ошибка не является существенной, она исправляется в таком же порядке, как описано выше (в том месяце, в котором выявлена ошибка). Если же она квалифицируется как существенная, ошибка исправляется:

  • записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

  • путем перерасчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год (ретроспективный пересчет), за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо определить ее влияние накопительным итогом на все предшествующие отчетные периоды.

При этом утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие отчетные периоды не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

Если УП после наступления предусмотренных действующим законодательством сроков утверждения годовой бухгалтерской отчетности все-таки внесет в нее изменения, в результате которых размер чистой прибыли уменьшится, собственник потребует отдать часть прибыли, определенной на основе первоначальной отчетности, и судьи его в этом поддержат (см.

Приведем еще один пример из судебной практики. МУП коммунального хозяйства посчитало, что сумма отчислений собственнику за 2012 год должна быть уменьшена пропорционально списанной без НДС задолженности: фактически запланированные доходы предприятие не получило и в 2014 году было вынуждено списать дебиторскую задолженность абонентов на основании утвержденных судом мировых соглашений.

Судьи возразили: отсутствие законодательной возможности корректировки бухгалтерской отчетности за прошедшие периоды по обстоятельствам, возникшим у МУП, не является основанием для уменьшения отчислений собственнику имущества с учетом соблюдения порядка расчета отчислений, предусмотренного действующим законодательством (постановления АС ДВО от 07.08.2015 № Ф03-3182/2015 по делу № А24-5297/2014, № Ф03-3178/2015 по делу № А24-5298/2014).

Учет и документальное оформление хозяйственных операций

Результаты хозяйственной деятельности ГУПов отражаются как собственность государства, муниципального образования, однако предприятие пользуется и самостоятельно распоряжается этими результатами.

Имущество ГУПов учитывается на балансе по источникам формирования.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с особым порядком формирования имущества предприятия.

Уставом ГУПа определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:

  • имущество, переданное по решению Министерства имущественных отношений РФ:

а) как взнос в уставный капитал унитарного предприятия;

б) на праве хозяйственного ведения;

  • имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате коммерческой деятельности и остающейся в распоряжении предприятия;
  • имущество, приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;
  • имущество, приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;
  • имущество, приобретенное или созданное за счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;
  • средства, получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;
  • доходы, поступающие от участия предприятия в уставных капиталах других организаций;
  • доходы, получаемые от сдачи в аренду государственного имущества (до 01.01.2001);
  • амортизационные отчисления;
  • добровольные взносы (пожертвования) юридических лиц.

Основной источник — это имущество, получаемое ГУПами как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Д-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»,

Предлагаем ознакомиться:  Как посмотреть начисление налога на имущество

К-т сч. 80 «Уставный капитал»

на сумму, указанную в уставе предприятия.

Д-т сч. 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 41 «Товары»,

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями».

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для учета расчетов с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу на праве хозяйственного ведения можно использовать счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу».

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая распределяется:

  • на прибыль, направляемую собственнику имущества в виде дивидендов. Согласно абз.2 п.1 ст.295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Это же положение закреплено в п.3 Постановления Правительства РФ от 03.02.2000 N 104 (ред. от 16.02.2001) «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ». В учете эта операция отражается как начисление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета»;

  • не прибыль, используемую предприятием на уплату налогов и платежей, предусмотренных законодательством. Эта операция отражается:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

  • на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использована:
  • на увеличение уставного капитала (при доведении его размера до величины чистых активов). Эта операция отражается в учете:

К-т сч. 80 «Уставный капитал»;

  • на внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;
  • на создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;
  • на развитие и расширение финансово — хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;
  • на строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;
  • на проведение научно — исследовательских, опытно — конструкторских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;
  • на продажу продукции и услуг предприятия;
  • на приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников предприятия;
  • на материальное стимулирование и повышение квалификации сотрудников предприятия и др.

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

  • на прибыль, направленную работникам предприятия (премия, материальная помощь, дивиденды и т.д.):

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кредиты);

финансирования за счет средств арендной платы (до 01.01.2001);

прочей государственной поддержки унитарных предприятий;

финансирования государством на безвозвратной основе.

Признание сделки недействительной до утверждения отчетности.

Такая ситуация рассмотрена в Постановлении АС СКО от 13.07.2016 № Ф08-4070/2016 по делу № А32-38090/2015. После сдачи бухгалтерской отчетности за 2012 год, в которой отражены данные по сделкам, связанным с продажей предприятием имущества, одобренным собственником, эти сделки были признаны недействительными.

Точнее, учредитель в марте 2013 года отменил согласование сделок, сославшись на нарушение порядка их заключения как крупных сделок, и указал на принятие мер по приведению сторон к исходному состоянию. В связи с этим покупатель возвратил имущество УП, и оно по настоящее время находится в его хозяйственном ведении. Денежные средства по указанным сделкам от покупателя не были получены.

Из пояснений собственника следует, что бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 год была утверждена им только в конце сентября 2013 года, поскольку в связи с отменой сделок по купле-продаже величина представленной в формах прибыли не соответствовала действительной. При этом, так как подача уточненного баланса и отчета о финансовых результатах действующим законодательством не предусмотрена, с учетом аудиторского заключения о достоверности представленной предприятием отчетности бухгалтерская отчетность утверждена без изменений в первоначально представленном виде. Корректировка размера прибыли (убытка) произведена предприятием в отчетности по результатам работы за I квартал 2013 года.

С учетом отмены сделок УП фактически по итогам работы за 2012 год не получило прибыль, поэтому суд посчитал, что основания для перечисления в бюджет части прибыли за 2012 год отсутствуют.

* * *

Унитарное предприятие коммунального хозяйства обязано перечислять в бюджет часть чистой прибыли, оставшейся у него после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ежегодно. Если уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления установит другую периодичность перечисления части чистой прибыли УП (допустим, ежеквартально), такое решение можно оспорить как незаконное.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Размер чистой прибыли в целях исполнения обязанности перед собственником имущества определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за соответствующий год. Влияние ошибки на размер чистой прибыли зависит от того, когда она обнаружена и является ли существенной. Так, если ошибка, приведшая к завышению размера чистой прибыли, будет обнаружена после утверждения годовой бухгалтерской отчетности собственником имущества, скорректировать в сторону уменьшения подлежащую уплате в бюджет сумму прибыли не получится.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector