Консультация юриста
Назад

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

Опубликовано: 28.11.2019
0
5

Старая и новая система штрафов

Раньше существовало три состава правонарушений, действующих в отношении органов власти и организаций госсектора. Бюджетные и автономные учреждения привлекались к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (в прежней редакции) – за нарушение требований к бухучету и отчетности. К казенным учреждениям применялись ст. 15.15.6, 15.15.7 КоАП РФ (в прежней редакции), под которые подпадали нарушения требований к бюджетной отчетности и бюджетным сметам.

Обобщим эти нормы в схематичном виде.

Теперь правила изменились. Все нормы, адресованные органам власти, казенным, бюджетным и автономным учреждениям, объединены в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 КоАП РФ, а ст. 15.11 КоАП РФ распространяется на остальные экономические субъекты. Составы правонарушений дифференцированы: появилась специальная норма для органов власти (главных распорядителей бюджетных средств), а суммы штрафов в большинстве случаев поставлены в зависимость от тяжести проступка.

Например, несоблюдение требований к документам, используемым в бюджетном процессе (ст. 15.15.7 КоАП РФ), как и раньше, влечет штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., но в данное понятие сейчас входит не только нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. Согласно п. 1 и 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в эту группу также включены:

  • нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований;

  • нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство.

Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ).

Но основные изменения касаются содержания бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности – искажения ее показателей. Остановимся на этом подробнее.

Понятие и значение учетной политики

Учетная политика является необходимым документом в любом предприятии для регламента отражения и учета всех хозяйственных операций, которые предполагаются в организации.

Обязанность утверждения учетной политики в организации определена Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом РФ. Порядок формирования и содержание учетной политики детально регламентированы ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

Учитывая регламент вышеуказанных документов, само по себе отсутствие данного локального документа организации, является нарушением и влечет административную ответственность в виде штрафных санкций к организации и ответственному лицу (руководителю).

Причем, ответственность за отсутствие учетной политики различна. Например, за отсутствие методики учетной политики в целях налогового учета назначается ответственность, исходя из Налогового кодекса РФ.

Искажение показателей отчетности

Раньше степень искажения показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности определялась исходя из довольно общих понятий: «грубое нарушение требований к бухучету и отчетности» (ст. 15.11 КоАП РФ в прежней редакции) и «представление недостоверной бюджетной отчетности» (ст. 15.15.6 КоАП РФ в прежней редакции).

В итоге получалось, что одинаковые штрафы назначались и при занижении стоимости имущества на 25 тыс. руб., и при представлении недостоверной информации об объектах незавершенного строительства госсобственности стоимостью более 10 млн руб. В первом случае на учет не была поставлена немецкая овчарка (впоследствии данное имущество не было отражено в отчетности).

Причем судьи не признали такое нарушение малозначительным (см. Решение ВС Республики Марий Эл от 19.03.2018 по делу № 7Р-94/2018). Во втором случае недостоверные сведения подавались в отношении шести объектов незавершенного строительства, в том числе поликлиники, колледжа и центра единоборств (Решение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018). В обеих ситуациях виновным – главным бухгалтерам казенных учреждений – был назначен штраф в размере 10 тыс. руб.

Предлагаем ознакомиться:  Не могу вернуть кредит что делать

Сейчас оснований для разнообразных трактовок недостоверности бухгалтерских документов у контролеров не будет: все нарушения требований к учету, повлекшие искажение показателей отчетности, разделены по степени допущенного искажения. Признаки, позволяющие установить ту или иную степень, перечислены в примечаниях 2 – 4 к ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Признаки искажения в отчетности

Искажение денежного показателя по активам, обязательствам или финансовому результату

Занижение сумм налогов, взносов и сборов

Незначительное

– от 1% до 10% и на сумму до 100 тыс. руб.;
– до 1% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.

На сумму до 100 тыс. руб.

Значительное

– от 1% до 10% и на сумму от 100 тыс. до 1 млн руб.;
– до 1% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Грубое

– более чем на 10%;
– от 1% до 10% и на сумму свыше 1 млн руб.

На сумму свыше 1 млн руб.

Установлены и дополнительные признаки, на основании которых искажение будет оценено как грубое:

  • искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных регистрами бухгалтерского учета и первичными документами;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого (неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта учета;

  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;

  • отсутствие первичных документов, регистров бухучета, отчетности в течение установленных сроков хранения.

Степень искажения показателей бюджетной или бухгалтерской отчетности

Ответственность за проступок

Совершенный впервые

Совершенный повторно

Незначительное

Предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Значительное

Штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Грубое

Штраф в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Кто ответит за нарушения?

Согласно примечанию 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена для должностных лиц организаций госсектора: государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, а также государственных и муниципальных учреждений. Но кто именно понимается под должностными лицами?

Как показывает судебная практика, сложившаяся в части применения ст. 15.11 и 15.15.6 КоАП РФ (в прежней редакции), административная ответственность грозит прежде всего главным бухгалтерам (иным работникам, на которых возложена обязанность по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, формированию и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности).

На это указывают, например, решения Приморского краевого суда от 02.03.2017 по делу № 7-21-177/2017, Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.08.2018 № 7-614/2018, Постановление Пензенского областного суда от 27.04.2018 по делу № 4а-167/2018. Правда, в последнем случае производство по делу было прекращено, поскольку судьи признали нарушение малозначительным.

Предлагаем ознакомиться:  По каким дням и сколько раз в день может звонить банк

Но отвечать за «бухгалтерские» нарушения приходится и руководителям (хотя подобная практика все же не так обширна). Например, судьи признали, что:

  • начальник управления (органа власти) был правомерно оштрафован за представление бюджетной отчетности с нарушением установленного срока (Решение ВС Республики Саха (Якутия) от 26.10.2017 по делу № 7/1-294/2017);

  • начальник казенного учреждения виновен в направлении сведений о принятом бюджетном обязательстве позднее установленного срока (Решение ВС Республики Коми от 22.11.2017 по делу № 21-909/2017);

  • глава исполкома муниципального района допустил искажение строк в бухгалтерском балансе более чем на 10% (Решение Альметьевского городского суда № 12-596/2018 от 12.11.2018 по делу № 12-596/2018).

А вот директора бюджетного учреждения, привлеченного к ответственности за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности, судьи поддержали. Они выявили несоблюдение контролерами процессуальных требований (в выписанном протоколе об административном правонарушении те не указали конкретную норму, по которой квалифицированы действия должностного лица учреждения), в связи с чем производство по делу было прекращено (Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 08.06.2017 № 4а-377/2017).

Вероятно, практика привлечения к ответственности как главных бухгалтеров, так и руководителей учреждений продолжится. Косвенно это подтверждает и Минфин. Не так давно представители ведомства заявляли, что за достоверность бюджетной (бухгалтерской) отчетности все равно отвечает руководитель учреждения – независимо от того, кто составляет и подписывает данные документы (письма от 28.02.2019 № 02-07-05/13459, от 17.05.2019 № 02-07-10/35722).

Осуществляя налоговый и бухгалтерский учет, организация должна ориентироваться на положения утвержденной учетной политики, которая, в свою очередь – составляется на основании действующих законодательных документов.

Исходя из этого, нарушениями в содержании учетной политики являются:

  • устаревшие законодательные акты, на основании которых осуществляется учет операций в компании;
  • отсутствие ссылок на законодательную базу при формировании положений учетной политики компании.

В данном случае, могут быть два варианта для предприятия:

  1. Организация не внесла изменения в учетную политику вследствие изменения законодательства, но учет всех операций ведет согласно действующим положениям нормативных актов.
  2. Организация не внесла изменения в учетную политику вследствие изменения законодательства и продолжает вести учет всех операций по устаревшим нормативным актам.

Во втором случае, организацию ждут штрафные санкции в зависимости от типа операций, в которых были допущены нарушения.

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

  • за занижение налоговой базы;
  • за искажение показателей налоговой отчетности;
  • за несвоевременное перечисление налогов в бюджет;
  • за прочие нарушения, связанные с начислением и уплатой данного вида налогов.

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

Аналогичные нарушения могут быть и по другим элементам учетной политики в части налогового учета. Например, состав и классификация доходов и расходов для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В случаях, когда контролирующие органы находят нарушения в соблюдении положений учетной политики, что влияет на занижение налоговой базы – предприятие могут оштрафовать на 20 процентов от суммы недоимки.

Предлагаем ознакомиться:  Уволен по статье 81 Могу ли устроиться назад

В любом случае сумма штрафа не может быть ниже 40000 рублей.

Соответственно такие нарушения могут исказить статьи финансовой отчетность. Если такое искажение будет более чем на 10 процентов, то организация также получит уведомление о штрафе от 2 до 3 тысяч рублей.

В части соблюдения внутреннего порядка организации бухгалтерского учета, нарушения учетной политики могут допустить отдельные подразделения организации. Например, нарушение порядка и сроков документооборота. В таком случае, нарушение влечет дисциплинарную ответственность лиц, допустивших такие нарушения.

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

За чужие ошибки не накажут

Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок.

Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.

Могут ли нас оштрафовать за отсутствие Учетной политики

1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.

2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:

  • до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;

  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).

Отметим, что перечисленные послабления не распространяются на должностных лиц, которые привлекаются к ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ. То есть если, например, получатель бюджетных средств (а им может быть не только казенное учреждение, но и бюджетное, автономное учреждение, которому орган власти передал полномочия государственного (муниципального) заказчика) вовремя не поставил на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, на должностное лицо учреждения будет наложен штраф. Избежать административной ответственности здесь не получится.

Заключение

Теперь в отношении органов власти, казенных, бюджетных и автономных учреждений действуют две статьи, по которым проверяющие могут привлечь к административной ответственности за «бухгалтерские» нарушения, – ст. 15.15.6 и 15.15.7 КоАП РФ. Вместо трех составов правонарушений законодатели предусмотрели десять – увеличение произошло прежде всего из-за того, что нарушения дифференцированы по степени искажения отчетности. Диапазон сумм штрафов стал шире.

Но введены и послабления. Должностным лицам во многих случаях удастся избежать ответственности. Их не накажут за чужие «бухгалтерские» ошибки и при исправлении своих.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector