Консультация юриста
Назад

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

Опубликовано: 23.12.2019
0
0

Статья 5. Резервирование рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).

Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода — уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.

Предлагаем ознакомиться:  Обвиняют в воровстве, что делать человеку? Как себя вести при обвинении в краже или хищении?

Между тем налоговые и финансовые органы придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@, от 05.05.

2010 N 16-15/047216@, от 02.10.2009 N 16-15/102999), ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45, в котором указано, что Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым компенсационная выплата не предусмотрена.

Аналогичные решения были приняты Постановлениями ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/9354-10-П-2, от 18.06.2010 N КА-А40/5743-10, от 29.03.2010 N КА-А40/2482-10.

Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.

Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см.

Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.

Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд.

Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.

Так, складывающаяся на сегодня судебная практика по указанным расходам принимается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 N Ф05-15459/12 по делу N А40-134004/2011-129-555, от 22.01.2013 N Ф05-15455/12 по делу N А40-60377/2012-91-338, от 31.03.

Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

(в редакции Законов Пермского края от 01.02.2011 N 739-ПК, от 03.07.2014 N 351-ПК, от 13.09.2016 N 698-ПК)

ПринятЗаконодательным СобраниемПермской области21 октября 2004 года

Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает правовые основы квотирования рабочих мест в Пермском крае для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях обеспечения дополнительных гарантий их трудовой занятости.

(в ред. Закона Пермского края от 01.02.2011 N 739-ПК)

1. Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

2. Граждане, испытывающие трудности в поиске работы, — это граждане, имеющие ограниченные физические возможности или особый социальный статус, в отношении которых проводится государственная политика, направленная на повышение их конкурентоспособности на рынке труда, путем разработки комплекса специальных мероприятий и мер государственной поддержки.

3. Квота — минимальное количество рабочих мест (должностей) для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в процентах к среднесписочной численности работников организации либо определенное иным образом в соответствии со специально заключенным договором, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий.

Предлагаем ознакомиться:  Правовые последствия незаконного увольнения работника в 2019 году

Информирование центра занятости

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

Статья 7. Стимулирование работодателей

1) получать от органов службы занятости Республики Татарстан бесплатную информацию о состоянии рынка труда, а также иную информацию, необходимую для реализации прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом;

2) трудоустраивать инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на арендованные у других работодателей рабочие места в счет установленных квот, минимального количества специальных рабочих мест и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов, а также установленного количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

(в ред. Закона РТ от 20.07.2012 N 59-ЗРТ)

3) давать заявки в органы службы занятости Республики Татарстан на дополнительное профессиональное образование инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, направляемых органами службы занятости Республики Татарстан, с последующим обязательным трудоустройством;

(в ред. Законов РТ от 09.06.2014 N 43-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

4) на компенсацию расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов из бюджета Республики Татарстан в размерах и порядке, определяемых Кабинетом Министров Республики Татарстан.

1) выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с решениями об установлении квот, минимального количества специальных рабочих мест и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов, а также количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

(в ред. Закона РТ от 10.07.2013 N 57-ЗРТ)

1.1) принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

(п. 1.1 введен Законом РТ от 10.07.2013 N 57-ЗРТ)

2) ежемесячно представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

(п. 2 в ред. Закона РТ от 10.07.2013 N 57-ЗРТ)

2.1) представлять в органы службы занятости Республики Татарстан информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение 10 дней со дня увольнения работника по форме, установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан;

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

(п. 2.1 введен Законом РТ от 10.07.2013 N 57-ЗРТ)

3) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

1. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающим на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется приоритетное право на получение инвестиций из бюджета Республики Татарстан в соответствии с законодательством.

2. Представительные органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов самостоятельно решают вопросы стимулирования работодателей, выделяющих или создающих рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающих на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Предлагаем ознакомиться:  По закону через сколько можно обнять смартфое

Применение ПБУ 18/02

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций » ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест, добровольно уплачиваемая организацией в целевой бюджетный фонд квотирования, не учитываемая в составе расходов в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства.

Статья 9. Контроль за исполнением настоящего Закона

1) квота — количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить;

(п. 1 в ред. Закона РТ от 09.06.2014 N 43-ЗРТ)

2) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

(в ред. Закона РТ от 20.12.2018 N 104-ЗРТ)

беженцы и вынужденные переселенцы;

граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые;

За нарушение установленной настоящим законом обязанности по квотированию рабочих мест

(в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;

женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие перерыв в работе в связи с рождением ребенка и уходом за ним;

лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

2. Пункт 4 части 1 статьи 6 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2007 года.

3. Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

ПрезидентРеспублики ТатарстанМ.Ш.ШАЙМИЕВ

Казань, Кремль 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ

В силу ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу в пределах установленной квоты влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

Е.В.

Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, является одной из мер, принимаемой по результатам проведения проверок (пп. 3 п. 19 Приказа Минтруда России от 30.04.2013 N 181н).

Непредставление сведений, предусмотренных п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения, грозит ответственностью в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа: должностному лицу — в размере от 300 до 500 руб., юридическому лицу — в размере от 3000 до 5000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Кроме того, административная ответственность за нарушения норм квотирования рабочих мест может быть предусмотрена и на региональном уровне.

Статья 9. Контроль за исполнением настоящего Закона

С вступлением в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Татарстан от 4 июля 2002 года N 5-ЗРТ «О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите» (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2002, N 7-8).

, , , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector