Консультация юриста
Назад

Новы закон об алкоголе

Опубликовано: 24.01.2020
0
2

Общие положения

Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации регламентируется Федеральном законом № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”. Данное законодательство было принято государственной Думой 19 июля 1995 года и одобрено Советом Федерации 15 ноября того же года. Закон был подписан президентом и вступил в силу 22 ноября 1995 года.

Целью закона об алкогольной продукции является защита нравственных ценностей, здоровья и законных прав и интересов граждан государства, а также обеспечение экономической стабильности Российской Федерации. Поставленные цели достигаются путём регулирования объёмов и процессов производства и оборота алкогольных и спиртосодержащих продуктов, включая этиловый спирт, а также ограничения употребления данной продукции на территории страны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Закон об обороте алкогольной продукции состоит из 28 статей и 4 глав следующего содержания:

  • Глава 1 определяет область действия закона, его цели и методы, а также полномочия государственных органов власти на различных уровнях в сфере регулирования и ограничения оборота и потребления алкоголя и продукции, содержащей в своём составе спирт;
  • Глава 2 устанавливает требования к производству спиртосодержащих и алкогольных продуктов, правила маркировки, оформление документации на них и деклараций, а также особенности оборота и розничной торговли;
  • Глава 3 предусматривает порядок регистрации алкогольной продукции и правила получения лицензии на её изготовление;
  • Глава 4 описывает способы контроля за исполнением настоящего законодательства и меры ответственности за его нарушение.

Сфера деятельности законодательства определяется частью 3 статьи 1 и охватывает следующие области:

  • производство этилового спирта физическими лицами, который не предназначается для продажи;
  • оборот лекарств, содержащих спирт, которые должным образом зарегистрированы в соответствующий реестр медикаментов, кроме производства и использования фармацевтического этилового спирта в собственных нуждах;
  • продажа и изготовление аптеками лекарств, содержащих спирт;
  • оборот непищевой спиртосодержащей продукции в металлических аэрозольных упаковках объёмом менее 450 мл.;
  • импорт и экспорт алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенной для официальных дипломатических и консульских нужд;
  • импорт и экспорт алкоголя, предназначенного для показа на выставках в качестве образцов и для осуществления сертификации. Лимит оборота продукции в данных целях устанавливается в количестве пяти единиц потребительской тары для каждого наименования;
  • оборот медицинской спиртосодержащей продукции, которая зарегистрирована в соответствующем реестре должным образом и и производится сертифицированными организациями.

Парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии, средства личной гигиены и другие товары, содержащие спирт, но не попадающие под юрисдикцию настоящего закона, регулируются отдельными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Что поменялось

Нормативное правовое регулирование алкогольного рынка последние годы предусматривает усиление госконтроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также противодействие незаконному производству этих товаров.

1 Выведено из-под действия Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» производство и оборот автомобильного бензина, произведенного с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствующего техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
2 Установлено понятия биоэтанола: это денатурированный этиловый спирт, произведенный из пищевого и/или непищевого сырья растительного происхождения, денатурация которого осуществляется с соблюдением установленных требований, и содержащий не более 1% воды.
3 Введено отдельное лицензирование производства и оборота биоэтанола
4 Установлены специальные требования по оснащению основного технологического оборудования, используемого для производства биоэтанола, автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле.
5 Введен запрет на производство предприятиями, осуществляющими выпуск биоэтанола, этилового спирта из пищевого сырья. Это обусловлено необходимостью исключения возможности использования биоэтанола, полученного из пищевого сырья, в качестве суррогата алкогольной продукции.
6 Введен запрет на розничную продажу спиртосодержащей продукции с добавленным в нее биоэтанолом
7 Введен запрет на производство и оборот биоэтанола с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законодательством перечню и концентрации денатурирующих веществ либо с нарушением порядка использования биоэтанола.
8 Предусмотрено исключение необходимости предоставления уведомления организациями, ведущими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общепита, о проведении выездного обслуживания в объектах жилищного фонда
9 Установлен запрет на производство и/или оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции
Предлагаем ознакомиться:  Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада

Другие изменения

1 Уточнен перечень видов деятельности, подлежащих декларированию
2 Определен перечень лиц, которые вправе осуществлять оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления справки к таможенной декларации и справки к товарно-транспортной накладной
3 Росалкогольрегулирование добавлено к перечню федеральных органов исполнительной власти, решения которых в отношении информации о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и/или спиртосодержащей пищевой продукции, и/или этилового спирта, и/или спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством РФ, являются основанием для блокировки сайтов.
4 Утвержден перечень парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Закона № 171-ФЗ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Статья 10.2, предусматривающая перечень документов для сопровождения алкогольной продукции, была дополнена в части 1 пунктом 6, которые обязывает предоставлять копию договора о поставке пива и пивных напитков в полимерной упаковке объёмом более 1,5 литров.

В статье 11 были изложены в новой формулировке следующие части:

  • второй абзац части 2.3, который позволяет осуществлять оборот алкогольной продукции, кроме розничной торговли, только организациям, которые обладают специально оборудованными складами, срок аренды или владения которыми составляет более одного года;
  • часть 6.1, которая запрещает оборот алкогольной продукции в полимерных упаковках объёмом от 1.5 литров, кроме пива и пивных напитков, предназначающихся для экспорта. На таре, которая готовится для вывоза, должна быть отметка “Только на экспорт”.

Пункт 10 статьи 16 был дополнен двумя новыми абзацами, которые обязуют бюджетные организации, продающие в розницу алкогольную продукцию, с содержанием спирта не более 16,5 процентов, в составе оказания услуг общественного питания, обладать специально оборудованными складскими помещениями, срок аренды или пользования которых по договору составляет более одного года.

Статья 20 была дополнена рядом частей, предусматривающих следующие причины для аннулирования лицензии на производство и оборот алкогольной продукции:

  • наличие ложной информации в документах, поданных для получения лицензии;
  • предоставление этилового спирта организациям, которые не обладают соответствующей лицензией;
  • осуществление оборота алкоголя без соответствующей или с поддельной маркировкой;
  • игнорирование судебного решения о временном приостановлении действия лицензии;
  • изготовление алкоголя, который не соответствует государственным требованиям;
  • изготовление и реализация этилового спирта организациям и лицам, которые не имеют соответствующей лицензии, без требуемого договора;
  • нарушение лицензии по тем же условиям в течение одного года;
  • препятствие лицензирующему органу в проведении осмотра на соответствие требованиям лицензии;
  • использование оборудования, не соответствующего госстандартам и не отмеченного соответствующими пломбами;
  • изготовление и реализация алкогольных изделий с содержанием спирта выше предусмотренной нормы;
  • невыполнение в установленный срок требований лицензирующего органа, которые повлекли за собой временное приостановление сертификата.
Предлагаем ознакомиться:  Закон об уличном освещении

Аннулирование лицензии производится в судебном порядке и при решении лицензирующего органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, продажа алкогольных напитков может осуществляться только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые обладают соответствующей лицензией. Особенности получения лицензии для реализации каждого вида спиртных продуктов описываются в статье 19 настоящего законодательства.

Кроме лицензии на оборот алкогольных продуктов необходимо обладать перечнем документов для сопровождения реализуемого товара. Список необходимых бумаг предусматривается статьёй 10.2 настоящего закона.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Алкогольные изделия, находящиеся в обороте, нужно подкреплять следующими документами:

  • товарно-транспортная накладная и прилагаемая к ней справка о составе и количестве товара;
  • таможенная декларация и прилагаемая к ней справка с описанием характеристик товара, предназначенного для внутреннего обращения или для экспорта;
  • уведомление об этиловом спирте, если он имеется;
  • документы, подтверждающие уплату аванса в налоговом органе, заверенные подписью руководителя организации;
  • копия договора о купле-продаже.

Алкоголь, который перевозится без перечисленной документации, конфискуется исполнительными органами.

Новы закон об алкоголе

Согласно положениям статьи 16 закона о продаже крепкого алкоголя, запрещены следующие способы реализации спиртосодержащих продуктов:

  • без наличия сертификата и сопроводительных документов;
  • удалёнными способами, посредством интернета;
  • в упаковках из полимерного материала размером более 1.5 литра;

Также запрещено продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним лицам. Если продавец сомневается, что покупатель достиг совершеннолетия, он вправе потребовать у него любой документ, удостоверяющий дату рождения гражданина.

Продажа алкогольных напитков в розницу допускается в промежуток с 8 до 23 часов по местному времени. Однако из ограничений существуют исключения, в которое попадают слабоалкогольные напитки, которые изготавливают и реализуют фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели и организации, которые продают данную продукцию на бортах воздушных и водных судов, в соответствии с установленными правилами ЕАЭС и таможенного договора. Перечень допустимых к продаже продуктов составляют:

  • пиво и пивные напитки;
  • сидр;
  • пуаре;
  • медовуха.
Предлагаем ознакомиться:  Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории рф

Власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные ограничивающие условия продажи алкоголя или другие промежутки времени, кроме сферы общественного питания.

Кроме определённого времени и наличия разрешения и сопроводительных документов для розничной торговли, большое значение имеет место, где происходит реализация алкогольных напитков. Статья 16 ФЗ-171 устанавливает следующий перечень мест, где сбыт алкогольной продукции в розницу запрещён:

  • в зданиях и на территории образовательных и обучающих организаций и учреждений, а также на прилегающих территориях;
  • в медицинских учреждениях и близлежащих к ним участках;
  • на спортивных площадках и строениях, а также окружающей их территории;
  • на рынках оптовой и розничной торговли, кроме сбыта продукции сельскохозяйственными производителями;
  • во всех видах общественного транспорта, остановках и заправках;
  • в здании аэропортов и вокзалов, включая окружающие их участки;
  • в местах размещения вооружённых сил;
  • возле источников повышенной опасности;
  • в передвижных торговых объектах;
  • в местах скопления больших масс людей во время публичных мероприятий.

Для бюджетных организаций, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розницу, требуется владеть специально оборудованным складским помещением, которые по договору аренды или пользования будут принадлежать им более года с момента получения разрешения на реализацию алкоголя.

Оптовая продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции подразумевает под собой выполнение ряда действий:

  • приобретение товара или его изготовление;
  • хранение алкоголя в специальном складском помещении;
  • доставка оптовых партий товара в точки розничной торговли.

Для реализации алкоголя оптом необходимо приобрести соответствующую лицензию. Виды лицензий, которые выдаются для соответствующей деятельности, определяются статьёй 18 настоящего законодательства. Лицензии выдаются федеральным исполнительным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере регулирования алкогольного рынка, сроком на пять лет.

Алкогольная продукция, отправляемая оптовыми партиями на места розничной торговли, должна быть проверена на соответствие установленным товарным нормам. На упаковке каждой тары должна быть указана следующая информация:

  • состав продукта и процент содержания спирта в готовом напитке;
  • пищевая ценность;
  • наличие противопоказаний к применению;
  • место и дата изготовления;
  • название организации производителя;
  • срок годности.

Если на упаковке нет перечисленной информации, покупатель вправе обратиться в службу защиты прав потребителя, потому что такая продукция вызывает подозрения и могла быть произведена с нарушением технологий.

Новый принцип учёта

Также с 1 октября 2018 года введён «помарочный» учет алкогольной продукции. Он обеспечивает возможность прослеживаемости каждой единицы алкогольной продукции посредством содержащегося на федеральных специальных марках и акцизных марках двухмерного штрихового кода, нанесенного организацией-изготовителем марок.

Такой код содержит уникальный идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) в кодированном виде. Он позволяет идентифицировать:

  • марки;
  • маркируемую ими алкогольную продукцию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Также см. «Как государство контролирует алкогольный рынок: ЕГАИС».

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector