Консультация юриста
Назад

Определите в каких случаях наступает административная ответственность

Опубликовано: 05.02.2020
0
4

Срок и условие в сделке

Возмездной считается
сделка, по которой сторона, предоставившая
другой стороне имущество, получает от
последней имущественный эквивалент. В
таких сделках стороны обязаны по
отношению друг к другу совершить
встречные имущественные услуги. К
возмездным сделкам относятся, например,
договоры купли-продажи, поставки,
имущественного найма, подряда и многие
другие.

Безвозмездной является
сделка, по которой имущественное
предоставление получает лишь одна
сторона. Например, безвозмездными
сделками выступают договоры дарения,
беспроцентного займа, безвозмездного
пользования имуществом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertisede

Письменная
форма сделки

Срок
в сделке может быть отлагательным либо
отменительным.
С отлагательным сроком считается
совершенной такая сделка, юридические
последствия которой отнесены к моменту
наступления срока. Так, если по договору
аренды помещения, заключенному 1 января
1996 г., установлено, что помещение
предоставляется в пользование арендатору
с 15 июня 1996 г.

, то в этом случае сделка
считается совершенной с отлагательным
сроком, так как договор аренды вступает
в силу только с 15 июня 1996 г. Напротив,
если юридические последствия сделки
возникают с момента ее заключения, а
прекращаются с наступлением указанного
срока, то такая сделка считается
совершенной с отменительным сроком.

Сде́лка —
действия физических и юридических лиц,
направленные на установление, изменение
или прекращение гражданских прав и
обязанностей[1].

Таким
образом, сделку характеризуют следующие
признаки[источник не указан 1055 дней]:

  • является
    юридическим актом

  • сделка —
    всегда волевой акт, то есть действия
    людей

  • это
    правомерное действие

  • сделка
    специально направлена на возникновение,
    прекращение или изменение гражданских
    правоотношений

  • сделка
    порождает гражданские правоотношения
    только для её участников, но иногда —
    «сделки в пользу третьего лица»

Форма
сделки — внешнее выражение
волеизъявления её участников. Сделка
может быть совершена в устной или
письменной форме, а также путём
конклюдентных действий или молчанием.
Письменная форма, в свою очередь, может
быть простой или квалифицированной
(нотариальной). Зачастую сделка
предваряется рамочным
соглашением.
Для осуществления валютного контроля
сделки может быть оформлен паспорт
сделки.

Устная
форма сделки представляет собой словесное
выражение воли, при котором участник
формулирует на словах своё намерение
вступить в сделку, а также условия её
совершения. Согласно ст. 159 ГК
РФ во
всех случаях, когда законом или договором
не установлено иное, сделки могут
совершаться в устной форме.

Административная ответственность

Исполнение
сделки, совершенной в устной форме,
может сопровождаться выдачей документов,
подтверждающих её исполнение (например,
товарного чека). Это не меняет сути
устной формы.

Сделка,
которая может быть совершена устно,
может совершаться также путем осуществления
лицом конклюдентных действий[10].
Конклюдентные действия (лат. concludere —
заключать, делать вывод) — поведение,
из которого явствует намерение лица
вступить в сделку (например, опуская в
автомат деньги, лицо изъявляет волю на
покупку товара, содержащегося в автомате).

В
случаях, прямо предусмотренных законом
или договором, в качестве конклюдентного
действия может выступать молчание,
которое в строгом смысле
являетсябездействием (например,
правило автоматической пролонгации в
договоре аренды: если при отсутствии
возражений со стороны арендодателя
арендатор продолжает пользоваться
имуществом после истечения срока
договора, договор считается возобновленным
на тех же условиях на неопределенный
срок; таким образом воля арендодателя
на продолжение арендных отношений
выражается молчанием[11]).

Основная
статья: Судебная
система Российской Федерации

По
действующей Конституции РФ судебная
власть осуществляется федеральными
судами и судами субъектов РФ.

  • Правосудие.

  • Судебный
    контроль (надзор) за законностью и
    обоснованностью применения мер
    процессуального принуждения.

  • Толкование
    правовых норм.

  • Удостоверение
    фактов, имеющих юридическое значение.

  • Ограничение
    конституционной и иной
    отраслевой правосубъектности граждан
    России.

Высшие
федеральные суды:

  • Конституционный
    Суд РФ,
    рассматривающий дела об оспаривании
    конституционности законов и подзаконных
    актов, дающий толкование Конституции
    РФ, а также разрешающий отдельные
    конкретные конституционные споры,
    граничащие с удостоверительным
    укреплением процедур (в рамках отрешения
    от должности Президента РФ);

  • Верховный
    Суд Российской Федерации;

  • Высший
    Арбитражный Суд Российской Федерации,
    рассматривающий хозяйственные споры
    в области предпринимательской
    деятельности, дела об оспаривании
    законности нормативных актов, а также
    отдельные удостоверительные дела,
    связанные с предпринимательской
    деятельностью;

  • Дисциплинарное
    судебное присутствие,
    являющийся судебным органом,
    рассматривающим дела по жалобам на
    решения Высшей квалификационной
    коллегии судей РФ и квалификационных
    коллегий судей субъектов РФ о досрочном
    прекращении полномочий судей за
    совершение ими дисциплинарных проступков
    и обращениям на решения этих коллегий
    об отказе в досрочном прекращении
    полномочий судей за совершение ими
    дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от
    9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном
    судебном присутствии»).

26)ПРОКУРОРСКИЙ
НАДЗОР И СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
В РФ

Прокуратура
Российской Федерации —
единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор за
соблюдением Конституции
Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на её
территории. Прокуратура Российской
Федерации выполняет и иные функции,
установленные федеральными законами.

Полномочия, организация и порядок
деятельности прокуратуры Российской
Федерации определяются федеральным
законом «О прокуратуре Российской
Федерации»[1].
Прокуратура осуществляет свои полномочия
независимо от органов государственной
(законодательной, исполнительной,
судебной) власти, не относится ни к одной
из ветвей
власти,
хотя в Конституции Российской Федерации
находится в главе «Судебная власть».

Направления
деятельности прокуратуры[править | править
исходный текст]

В
целях обеспечения верховенства закона,
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод человека и гражданина, а
также охраняемых законом интересов
общества и государства прокуратура
Российской Федерации осуществляет
надзор:

  • за
    исполнением законов федеральными
    органами исполнительной власти
    (федеральными министерствами,
    государственными комитетами, федеральными
    службами и др.), законодательными
    (представительными) и исполнительными
    органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации, органами
    местного самоуправления, органами
    военного управления, органами контроля,
    их должностными лицами, органами
    управления и руководителями юридических
    лиц, а также за соответствием законам
    издаваемых ими правовых актов (общий
    надзор),

  • за
    соблюдением прав и свобод человека и
    гражданина теми же органами и должностными
    лицами,

  • за
    исполнением законов органами,
    осуществляющими оперативно-розыскную
    деятельность, дознание и предварительное
    следствие

  • надзор
    за исполнением законов судебными
    приставами;

  • за
    исполнением законов администрациями
    органов и учреждений, исполняющих
    наказание и применяющих меры
    принудительного характера, назначенные
    судом, а также администрациями мест
    содержания задержанных и заключённых
    под стражу.

  • уголовное
    преследование в соответствии с
    полномочиями, установленными
    уголовно-процессуальным законодательством
    Российской Федерации

Другие
направления деятельности прокуратуры:

  • координация
    деятельности правоохранительных
    органов по борьбе с преступностью,

  • международное
    сотрудничество,

  • выпуск
    специальных изданий.

Прокуроры
также участвуют в рассмотрении дел
судами, приносят представления на
противоречащие закону судебные решения,
принимают участие в правотворческой
деятельности, участвуют в заседаниях
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, рассматривают
заявления, жалобы и иные обращения.

Структура
прокуратуры[править | править
исходный текст]

Прокуратура
Российской Федерации — единая
централизованная система органов и
учреждений с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим
и генеральному
прокурору Российской Федерации,
в которую входят: [1]

  • Генеральная
    прокуратура Российской Федерации

  • Прокуратуры
    субъектов Российской Федерации

  • Прокуратуры
    городов и районов (и другие территориальные
    прокуратуры)

  • Военная
    прокуратура

  • Специализированные
    (транспортные, природоохранные и иные)
    прокуратуры

  • Научные
    и учебные учреждения прокуратуры

  • Редакции
    печатных изданий

Понятие административной ответственности по КоАП РФ

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством…

Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

В содержание административной ответственности входят следующие элементы:

  • отрицательная оценка противоправного действия (бездействия) и субъекта, его совершившего, выражающаяся в осуждении виновного от имени государства;
  • назначение виновному лицу административного наказания;
  • неблагоприятные юридические последствия для лица, привлеченного к административной ответственности, связанные с состоянием административной наказанности (статья 4.6 КоАП РФ).

Административная ответственность – это обязанность испытывать меры принуждения, предусмотренные законодательством, за совершенное правонарушение.

Административная ответственность наступает за совершение правонарушения. Перечень таких нарушений и наказаний за них устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов РФ. 

Кроме того, именно КоАП РФ закрепляет основные начала привлечения к административной ответственности. Это процедура привлечения – возбуждение дела об административном правонарушении, составление протокола, рассмотрение его. А также срок давности привлечения, малозначительность, сроки рассмотрения дела и многие другие вопросы.

Определите в каких случаях наступает административная ответственность

Центральное место занимает состав административного правонарушения. Доказать его отсутствие – значит, освободить себя от наказания. Этот способ достаточно часто используют профессиональные юристы.

2. Административная ответственность граждан

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Административная ответственностьиндивидуальных предпринимателей

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ.

Административная ответственность физических лиц

Определите в каких случаях наступает административная ответственность

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Как развестись если муж против в 2019 году

Пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен следующий порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. административное приостановление деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности  по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию  в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

Нарушение правил ПДД, нарушение правил парковки, за утерю паспорта, мелкое хулиганство встречаются нередко. Правильное поведение на этапе составления процессуальных документов может позволить минимизировать наказание. А, возможно, избежать его. Ведь протокол не только должен быть составлен правильно, не только в соответствии с КоАП РФ,  но и уполномоченным лицом.

На сайте помимо основных штрафов мы разместили сведения о мерах обеспечения. Их применяют уполномоченные сотрудники до вынесения решения по протоколу. Например, административное задержание, доставление, личный досмотр.

Наш сайт не оставил без внимания ответственность руководителей организации, иных должностных лиц и самих организаций. Особенности привлечения таких лиц к административной ответственности заключаются и в видах правонарушений, и в размере ответственности.

В целом, общие начала КоАП РФ остаются одинаковыми. С точки зрения порядка и процедуры привлечения к административной ответственности.

6. Общие, специальные и особые субъектыадминистративной ответственности

КоАП РФ выделяет два вида субъектов административной ответственности — физические и юридические лица.

В теории административного права выделяют общие, специальные и особые субъекты административной ответственности.

1. Общие субъекты (возраст, по достижении которого наступает административная ответственность).

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ, по общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

  • достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  • вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Лиц, обладающих такими признаками как «достижение 16-летнего возраста» и «вменяемость», принято называть общими субъектами. К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (см. статью 2.6 КоАП РФ).

2. Специальные субъекты административной ответственности — лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К таким субъектам, в частности, относятся:

  • должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ);
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (статьи 5.35 и 20.22 КоАП РФ);
  • собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статьи 2.6.1 КоАП РФ);
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статья 2.6.2 КоАП РФ).

1) установленные Конституцией РФ и федеральными законами должностные лица Российской Федерации, выполняющие определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ):

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ (ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»);
  • члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (п. 18 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  • прокуроры (ст. 42 и абз. 2 ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре Российской Федерации).

2) иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ). В соответствии с нормами международного права, закрепленными, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других международных правовых актах, к ним относятся главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей;

3) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Предлагаем ознакомиться:  Какие локальные документы согласовывать с трудовым коллективом а какие с профсоюзом

4) несовершеннолетние. Частью 2 статьи 2.3. КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности. Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является применение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав иных мер, предусмотренных законодательством в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю.

Административная ответственность должностных и юридических лиц

В ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует положение о том, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности. Однако об этом говорится в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ имеется оговорка «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, статьи 5.16, 5.19, 5.20 КоАП РФ). Таким образом, для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно не содержало признаков преступления.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная.

Вместе с тем правоприменительная практика не всегда следует указанным теоретическим положениям и исходит из противоположного принципа. Например, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в редакции от 3 декабря 2013 г.

Тем самым Верховный Суд РФ четко сформулировал правило о приоритете норм административного права перед нормами уголовного. Однако данное правило разрешения коллизий формально имеет юридическое значение только для коллизий норм, регламентирующих разные виды ответственности за нарушение правил хранения или ношения оружия, а также за некоторые другие действия, связанные с незаконным оборотом оружия.

Структура бюджетной системы рф

Согласно
ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех
уровней:

  • федерального
    бюджета и
    бюджетов государственных внебюджетных
    фондов;

  • бюджетов
    субъектов РФ и бюджетов территориальных
    государственных внебюджетных фондов;

  • местных
    бюджетов.

В
зависимости от целевого назначения
внебюджетные фонды делятся на экономические
и социальные, в соответствии с уровнем
управления — на федеральные, региональные
и местные. Наиболее значимые и крупные
— такие федеральные внебюджетные фонды,
как Пенсионный фонд, Государственный
фонд занятости населения, Фонд
обязательного медицинского страхования,
Фонд социального страхования РФ.

*
налоговые доходы;

*
неналоговые доходы;

*
заимствования;

*
добровольные пожертвования.

*
законодательная база, определяющая
легитимность бюджета и бюджетного
процесса (Бюджетный кодекс РФ, законы,
постановления, распоряжения, инструкции);

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

*
источники формирования бюджета,
законодательно закрепленные за каждым
звеном или уровнем бюджетной системы
и бюджетной системой в целом;

*
органы государственной исполнительной
власти и местного самоуправления как
институты власти, наделенные определенными
правами по формированию бюджета, его
исполнению и установлению контроля за
бюджетным процессом;

*
бюджетные организации, участвующие в
бюджетном процессе.

Социальные права человека

Налоговое
право —
это совокупность правовых норм,
регулирующих общественные отношения
в сфере налогообложения, которые
возникают между государством,
налогоплательщиками и иными обязанными
лицами.

Некоторые
из политических прав и свобод — связанные
с функционированием государственной
власти — принадлежат только гражданам.
Они образуют способ привлечения граждан
к управлению государством.

  • Свобода
    слова и средств массовой информации
     означает
    свободу выражения взглядов, мнений.
    Цензура запрещена. Установлена
    ответственность за ущемление, притеснение
    (нарушение) свободы. Вместе с тем
    запрещается пропаганда или агитация
    национальной, социальной, расовой,
    религиозной розни. Запрещается также
    пропаганда расового, национального,
    языкового превосходства.

  • Право
    на информацию.
     Каждый
    гражданин России имеет право свободно
    искать, получать и распространять
    информацию. Он имеет право знакомиться
    с законами и другими нормативными
    актами, которые должны публиковаться
    в средствах массовой информации
    (исключение составляют сведения,
    представляющие государственную тайну
    в соответствии с законом о государственной
    тайне). Гражданин имеет право получать
    информацию о самом себе.

  • Право
    на объединение
     означает
    право создавать различные объединения,
    участвовать в них или выходить из них.
    Никто не может быть ограничен в своем
    волеизъявлении.

К
общественным объединениям относятся:

  • партии;

  • профессиональные
    союзы;

  • различные
    организации граждан.

Несколько
законов о профсоюзах, политических
партиях и общественных объединениях
детализируют данное право на объединение.

  • Право
    на проведение публичных мероприятий
     имеют
    только граждане России. Власть должна
    быть заранее предупреждена о месте
    проведения митинга, демонстрации,
    пикета. Все мероприятия должны проводиться
    мирно и без оружия. Порядок осуществления
    данного права регулируется федеральным
    законом о собраниях, митингах, шествиях,
    демонстрациях и пикетированиях.

  • Право
    на участие в управлении государством
     также
    принадлежит только гражданам России.
    В Конституции установлены следующие
    виды такого участия: избирательное
    право, право участвовать в референдуме,
    в местном самоуправлении, в правосудии
    (как присяжный заседатель), право на
    равный доступ к государственной службе.
    Конституция устанавливает, что
    избирательных прав и права на участие
    в референдуме лишены лица, находящиеся
    в местах лишения свободы по приговору
    суда, а также лица, лишенные дееспособности
    по решению суда.

  • Право
    обращаться в органы власти
     с
    заявлениями, жалобами и т. д. Такие
    заявления могут быть коллективными
    или индивидуальными. Конституция
    гарантирует данное право только
    гражданам России.

Социальные права
обеспечивают достойные человека уровень
жизни и социальную защищенность. К ним
относят права: на социальное обеспечение
(социальное
страхование,
пенсионное обеспечение и медицинское
обслуживание), жилище,право на отдых;
право на материнство и защиту детства;
право нетрудоспособных родителей на
заботу о них совершеннолетних
трудоспособных детей.

Важными экономическими
правами являются
право частной собственности на различные
виды имущества, в том числеправо
собственности на
землю, а также право на свободный труд.

Тесно
связано с правом частной собственности
и сопутствует ему право
наследования,
которое также гарантируется государством.
Лишь при наличии права частной
собственности возможна реализация
права на свободное занятиепредпринимательской
деятельностью (ст.
34).

24)
система
органов гос -ой власти РФ

Система
органов государственной власти —
это обусловленная функциями государства
и национальными традициями совокупность
органов государственной власти и их
подразделение на отдельные виды.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Действие лица в состоянии крайней необходимости относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если лицо, совершившее административно наказуемое деяние, находилось в состоянии крайней необходимости, то производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

Вместе с тем, соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5, «с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ».

Следует обратить внимание на то, что статья 2.9 КоАП РФ устанавливает право, а не обязанность органа, должностного лица или судьи, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния с применением к нему такой меры воздействия, как устное замечание.

Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Предлагаем ознакомиться:  Чем грозит получение взятки и какие варианты ответственности предусмотрены?

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

9. Порядок привлечения к административной ответственности

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Затем осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.

24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.

Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения»), и именно в общественных местах (признак «место»).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

11. Невменяемость – основание для освобожденияот административной ответственности

В соответствии со статьей 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressde

Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующих его субъект. В связи с этим лицо, совершившее административно наказуемое деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности и производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector