Консультация юриста
Назад

Учет в строительстве. Бухгалтерский, налоговый

Опубликовано: 13.02.2020
0
2

Нюансы учета материалов, технологического процесса и объектов

Специфика работы строительных компаний обусловлена:

  • территориальной разрозненностью обслуживаемых объектов;
  • наличием широкого перечня внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности (климатические условия, состав почв, сейсмическая активность);
  • длительным периодом разработки и согласования проектной и технической документации;
  • большим списком оказываемых услуг;
  • многоступенчатой системой взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

В бухгалтерии используются специфичные первичные документы, которые присущи только сфере строительства. К ним относятся строительные акты, сметные расчеты, справки, журналы. По каждому объекту бухгалтеру приходится вести отдельный учет с возможностью получения аналитических сведений. При необходимости организовать работы в других населенных пунктах может потребоваться расширение структуры компании за счет обособленных подразделений.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Трудности при отражении в учете осуществленных мероприятий возникают при инвентаризации. Причина кроется в наличии широкого ассортимента специфичных материалов, которые могут размещаться на удаленных друг от друга складах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В строительной сфере расходы могут появляться у подрядчика до подписания договора о работах на объекте. Они связаны с подготовкой технической и проектной документации, страхованием рисков. Их включают в затраты будущих периодов.

Понесенные строительной компанией расходы по согласованию деталей проекта, страхованию и утверждению техническо-экономического обоснования могут быть включены в состав расходов по неподписанному договору с заказчиком. Это право закреплено п. 15 ПБУ 2/2008, им воспользоваться можно, если:

  • размер затрат возможно определить точно в текущий момент;
  • вероятность подписания соглашения о проведении работ в данном отчетном периоде высокая.

В бухгалтерском учете создаются корреспонденции на сумму понесенных трат между Д97 и К76. После вступления в силу договора и начала выполнения строительных работ на объекте заказчика расходы будут ежемесячно по частям списываться проводкой Д20 – К97.

При несоблюдении одного из требований расходы надо относить в категорию прочих. В учете их отражают в том месяце, в котором они фактически возникли. Если по условиям сотрудничества подрядчик обязуется благоустроить территорию, прилегающую к возводимому объекту, затраты отражаются как часть стоимости строящегося актива.

Для отражения возводимого объекта в налоговом учете заказчик должен определить размер первоначальной стоимости актива. В нее включают все затраты, связанные с процессом строительства, которые были указаны в акте формы КС-2. Амортизационные отчисления надо начинать осуществлять с 1-го дня месяца, следующего за месячным интервалом, в котором объект был сдан в эксплуатацию.

При привлечении к строительству подрядной организации система документооборота с ним будет основываться на двух формах:

  1. Бланк КС-2, которым осуществляется приемка выполненных этапов работ.
  2. Справка КС-3, в которой приводится стоимость всех произведенных работ и понесенных расходов.
Предлагаем ознакомиться:  Какие документы нужны для покупки квартиры на мат. капитал

Учет в строительстве. Бухгалтерский, налоговый

Документы утверждены Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 г. под №100. Акт нужен для подтверждения сдачи подрядчиком работ и приемки их заказчиком. На его базе формируется справка КС-3. Она применяется для обоснования расчетных операций между участниками соглашения.

ЗАПОМНИТЕ! Все понесенные затраты, связанные со строительными и монтажными работами, аккумулируются на счете 08.3.

Подрядная организация в учете показывает понесенные затраты проводкой Д08.3 – К60. Сумма НДС, которая предъявляется исполнителем работ, отражается по дебету 19 счета и кредитовому обороту 60 счета. Когда весь комплекс строительных и монтажных, благоустроительных мероприятий завершен, объект сдается в эксплуатацию. В этот момент в учете создается запись Д01 – К08.

Для учета производственных расходов используются проводки:

  • Д20 – К10 — в сумме израсходованных строительных материалов или конструкций.
  • Д20 – К23 — в сумме услуг, полученных от подсобных производственных цехов.
  • Д20 – К60 — в размере стоимости оказанных услуг сторонними организациями.

Строительные материалы должны быть отражены в учете по их фактической цене, включающей в себя сумму приобретения и стоимость доставки на объект с учетом таможенных пошлин и сборов. При необходимости обращения за консультационной помощью при подборе материалов оплата этих услуг включается в фактическую цену сырья.

Списывать строительные материалы можно одним из методов:

  • по себестоимости, определяемой для каждой единицы ТМЦ;
  • по усредненному значению себестоимости имеющихся запасов;
  • методом ФИФО, который предусматривает списание активов в строгом соответствии хронологии их поступления на склад.

При отпуске стройматериалов на объекты должны быть оформлены накладные на внутренне перемещение. Ежемесячно в бухгалтерскую службу подаются отчеты прорабов о движении запасов, по которым будет осуществлено списание ценностей в учете. В процессе строительства могут быть выявлены потери. Их объем должен находиться в пределах нормативов естественной убыли.

ВАЖНО! Если потери ТМЦ превышают нормативные показатели, их стоимость относится на счет материально ответственного лица.

Учет в строительстве. Бухгалтерский, налоговый

Строительные материалы подрядчиком отражаются на счете 10 при учете их по фактическим ценам или на счетах 15, 16, если используются учетные цены. В ситуациях, когда договором предусмотрена не самостоятельная закупка материалов, а их получение от заказчика работ, то:

  • поступающие на объекты материалы будут считаться давальческим сырьем;
  • процедура передачи стойматериалов предполагает оформление накладной по форме М-15;
  • в учете подрядчик относит стоимость давальческого сырья на забалансовый 003 счет.
Предлагаем ознакомиться:  Срок оформления права собственности с момента подписания акта приема объекта долевого строительства

Типовые корреспонденции по учету материалов у подрядной организации:

  • Д003 – факт получения давальческого сырья.
  • Д20 – К10 – отражается расход материалов, приобретенных подрядчиком самостоятельно.
  • Д90 – К20 – расходы по строительным этапам списаны.
  • Д62 – К90 – показана выручка от выполненных строительных или монтажных работ.
  • Д90 – К68 – учитывается сумма НДС, которая приходится на стоимость выполненных работ.

КСТАТИ, для строительных организаций характерно ведение раздельного учета этапов технологического процесса.

Технологический процесс выполняемых работ может быть разбит на такие составляющие:

  • заготовительные мероприятия;
  • транспортные расходы;
  • подготовительные работы;
  • монтажно-укладочные операции.

На этапе реализации заготовительного блока работ для строящегося объекта изготавливаются полуфабрикаты и детали. Осуществлять это может как сама подрядная организация на строительной площадке, так и специализированные заводы. Перевозка за пределами строительных площадок должна производиться с участием общестроительных транспортных средств, в рамках одной площадки – приобъектными средствами.

Важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность монтажно-укладочных операций.

На всех этапах строительства учет ориентируется на расчетные величины. При подведении итогов определяются фактические значения показателей, сравниваются с заложенными в план суммами. Нормировать необходимо все виды прямых расходов, которые отражаются на 20 счете. Нормативные показатели должны быть предусмотрены для:

  • себестоимости;
  • заработной платы;
  • амортизации;
  • ТЗР.

По строительно-монтажным работам для каждого обслуживаемого объекта составляется финансовая смета. Основным первичным документом для отражения в учете уровня затрат является наряд на сдельную работу. Его можно выписывать на бригаду или отдельного работника. Исполнители работ в конце месяца сдают в бухгалтерию заполненные бланки нарядов. По показанным в них сведениям осуществляется начисление зарплаты.

Для учета строительных транспортных средств используют путевые листы и журналы учета работы строительных машин, справки с данными о выполненных работах. Для каждой машины заполняется табель, в котором отражены дни пребывания на объекте и количество фактически отработанных смен.

44. Резервы увеличения эффективности деятельности строительной и проектной организации.

Обобщающими
показателями для оценки уровня
эффективности работы строительной
организации являются показатели
рентабельности. Рентабельность отражает,
насколько прибыльна деятельность
организации.

В
строительном производстве различают
уровни рентабельности: сметный, плановый
и фактический.

В
практике работы строительных организаций
применяется ряд показателей рентабельности
в зависимости от поставленных целей.

Наиболее
часто используемыми показателями
являются показатели рентабельности
всех активов организации, рентабельности
реализации продукции (работ, услуг) и
рентабельность собственного капитала.

Рентабельность
всех активов
организации рассчитывается делением
чистой прибыли на среднегодовую стоимость
активов организации.

Предлагаем ознакомиться:  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Рентабельность
реализации
рассчитывается посредством деления
прибыли на объем реализованной продукции
(работ, услуг).

Учет в строительстве. Бухгалтерский, налоговый

Различают
два основных показателя рентабельности
реализации: из расчета валовой прибыли
(разница между выручкой и себестоимостью
реализованной продукции или услуги) от
реализации и из расчета по чистой прибыли
(отношение прибыли после уплаты налогов
к объему реализованной строительной
продукции).

Рентабельность
собственного капитала
рассчитывается отношением чистой
прибыли к среднегодовой сумме собственных
средств. Она позволяет определить
эффективность использования капитала
инвестированного собственниками, и
сравнить этот показатель с возможным
получением дохода от вложения этих
средств в другие ценные бумаги.

На
рентабельность строительной организации
влияют многие факторы, как экстенсивные,
так и интенсивные. Экстенсивные факторы
связаны с ростом массы прибыли за счет
увеличения объемов работ и влиянием
инфляции на уровень цен. Интенсивные
факторы определены, как правило,
прогрессом применительно к отрасли
строительной индустрии.

Организации
стройиндустрии так же в своей деятельности
ориентированы на получение максимальной
прибыли. Однако в условиях рыночных
отношений не менее важно закрепиться
на рынке в качестве конкурентоспособной
организации. Для этого необходима
разработка малозатратных и высокорентабельных
мероприятий, а ведь практически на
каждом предприятии стройиндустрии
имеются резервы для снижения затрат до
рационального уровня, выявление которых
позволит добиться повышения экономической
эффективности деятельности строительного
предприятия и его конкурентоспособности.

Не
зависят от деятельности предприятия:

  • изменение
    курса валют, инфляция рубля;

  • тарифы,
    нормативы государства, субъекта
    Федерации;

  • рыночные
    цены на сырье, материалы, услуги;

  • процент
    за кредит;

  • налоги;

  • сезонность
    дорожно-строительных работ.

Зависят
от деятельности предприятия:

  • рациональность
    использования основных фондов, сырья
    и материалов, труда, финансовых средств;

  • совершенствование
    уровня организации производства;

  • потери
    от штрафов, рисков.

Таким
образом, одним из важных путей достижения
стабильности и повышения эффективности
деятельности строительного предприятия
является формирование, выявление и
использование внутренних резервов.

Резервы
использования основных производственных
фондов.

  • Ввод
    в действиебездействующего
    илинеустановленногооборудования.

Резервы
интенсивного использования оборудования.

  • Увеличение
    доли производительной работы в общем
    фонде рабочего времени для сокращения
    простоев действующего оборудования.

  • Возможная
    экономия численности рабочих в результате
    модернизации и замены устаревшего
    оборудования новым.

  • Возможная
    экономия фонда заработной платы в
    результате модернизации и замены
    устаревшего оборудования новым.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Резервы
использования оборотных фондов.

  • Экономия
    от снижения расхода материалов за счет
    внедрение прогрессивных научно
    обоснованных нормативов удельного
    расхода на единицу продукции.

Резервы
управления производством.

  • Экономия
    численности управленческого персонала.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector