Консультация юриста
Назад

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Опубликовано: 29.07.2019
0
10

Как составить договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля?

Заключение договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, используемый названным лицом для выполнения своих трудовых обязанностей, не представляется правомерным даже в том случае, когда сотрудник совмещает в одном лице профессию водителя и экспедитора (т. е. является лицом, с которым теоретически может быть заключен рассматриваемый договор).

Если автомобиль получил повреждения во время выполнения водителем или водителем-экспедитором своих трудовых функций, применение мер полной матответственности по отношению к нему недопустимо по следующим основаниям (см. апелляционное определение Ростовского облсуда от 14.05.2015 по делу № 33-6963/2015):

  • полная матответственность экспедитора распространяется на вверенные ему ТМЦ, к коим используемое для выполнения трудовых обязанностей транспортное средство не относится;
  • профессия водителя не указана в Перечне.

Разумеется, в регламентированных ст. 243 ТК РФ случаях водитель может быть привлечен к полной матответственности (например, за попадание в ДТП в состоянии алкогольного опьянения и т. д.).

О других нюансах полной мат ответственности сотрудников читайте в статье Полная материальная ответственность работника (нюансы). 

Итак, образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль, подразумевающий возмещение полной стоимости ущерба, не имеет юридического смысла. Договор о полной матответственности за вверенные ценности с надлежащим лицом составляется в произвольной форме.

В этом случае человек, управляющий автомобилем, будет возмещать убытки. если транспорт был повреждён по неосторожности или злому умыслу.

работодатель не может требовать возместить якобы упущенную выгоду (например, если вышедший из строя автомобиль не смог доставить товар в магазин вовремя); водитель несёт ответственность исключительно за прямой ущерб ; полная ответственность налагается строго в соответствии с трудовым законодательством, то есть, если такая ответственность предусмотрена для конкретной должности и человек имеет доступ к денежным или иным ценностям предприятия (либо ответственность в полном объёме изначально предусмотрена трудовым контрактом);

Договор о материальной ответственности водителя грузового автомобиля представляет собой специальный документ, на основании которого на водителя грузового автомобиля возлагается обязанность по компенсации имущественного ущерба, причиненного его действиями компании (подобный пункт обычно не включается непосредственно в трудовой договор с водителем грузовика).

Такая материальная ответственность возникает только на основании договора (с типовой формой можно ознакомиться здесь). Оформление данного документа является единственным способом урегулировать отношения с работником. Данный вариант прямо предусмотрен в Трудовом кодексе РФ и широко используется работодателями.

Любое транспортное средство представляет собой источник повышенной опасности, а грузовой автомобиль имеет еще и высокую стоимость. Поэтому, возложение на водителя данного транспортного средства необходимости возместить ущерб, представляется совершенно обоснованным.

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Ведь должностная инструкция водителя грузового автомобиля предусматривает необходимость поддержания авто в должном техническом состоянии, соблюдение правил дорожного движения. Кроме того, водитель грузового автомобиля должен бережно относиться к данному имуществу и предотвращать его повреждения и поломки.

  • повреждение автомобиля в результате аварии. При этом второго участника дорожно-транспортного происшествия может и не быть. В любом случае, работник должен будет отремонтировать машину за собственный счет. Возможно, что ремонт будет произведен и самой компанией, но тогда с зарплаты сотрудника будут взыскиваться деньги до тех пор, пока затраченные средства не будут компенсированы полностью;
  • если в результате действий водителя грузового автомобиля будет причинен вред другим лицам или их собственности. В этом случае, сотрудник также должен устранить такие последствия собственными силами.

Дополнительно стоит прочитать об оформлении должностной инструкции водителя.

Возложение на работника обязанностей и материальной ответственности предполагает наличие у работодателя соответствующих обязанностей.

  • он должен обеспечить должное техническое состояние автомобиля. К примеру, совершение дорожно-транспортного происшествия по причине того, что летняя резина не заменена на зимнюю. Это не повлечет ответственности водителя, если работодатель не выделил на это средства. Следовательно, организация должна создать условия для нормального и безопасного выполнения сотрудником своих функций;
  • работодатель должен обеспечить соблюдение должных условий работы. Это касается режима работы и отдыха. В противном случае, переутомление может обусловить совершение аварии;
  • работодатель не должен давать работнику заведомо незаконных или противоправных указаний. К таким случаям относятся факты движения с перегрузом. Если перегруз связан с исполнением приказа начальства, то ответственность по договору не может наступать для сотрудника.

Таким образом, руководство должно создать условия для соблюдения работником требований закона. Иначе, требовать от него компенсации вреда, невозможно.

Договор носит, как правило, индивидуальный характер и заключается с каждым сотрудником отдельно. Особенно это касается водителя экспедитора. В этом случае, работник будет нести ответственность не только за сам автомобиль и последствия управления им, но и за вверенный ему груз.

Порядок заключения данных соглашений предполагает ознакомление работника с текстом документа и обязательное его подписание. Без подписи, документ будет считаться недействительным и не может повлечь последствий.

Верховный суд Российской Федерации вынес важное решение по делу о материальных последствиях дорожно-транспортных происшествий со служебными автомобилями.

В силу действующего законодательства за причинённый источником повышенной опасности вред расплачивается хозяин такого источника. Соответственно предприятия, водители транспортных средств которых нанесли кому-либо ущерб в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия, расплачиваются с пострадавшими.

При этом такие предприятия всеми возможными способами стараются компенсировать затраченные на компенсацию вреда потери, взыскивая их со своего работника, управлявшего транспортным средством в момент ДТП.

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Верховный суд отметил, что есть предел суммы, которую работодатель имеет право по закону взять с водителя – виновника аварии с последствиями, которая не должна превышать среднемесячный заработок водителя. Исключения возможны лишь в том случае, если водитель подписал соответствующий договор о полной материальной ответственности.

В названном судебном решении указано, что применение ограниченной материальной ответственности в пределах среднемесячного заработка означает, что если размер ущерба превышает заработок работника предприятия любой формы собственности, то сам работник обязан возместить только ту ее часть, которая равна его среднемесячному заработку. Остальное обязано доплатить предприятие.

При этом правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего заработка применяется во всех случаях. Исключением являются случаи, когда Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника.

Верховный суд также подчеркнул, что неоднократность обращения жертвы аварии в суды о возмещении вреда здоровью не порождает у работодателя регрессное право на взыскание с работника ущерба за пределами размера ответственности работника, определенного законом.

Главной характеристикой работы водителя-экспедитора является тот факт, что в отличие от рядового водителя, он несет ответственность за доверенные ему материальные ценности и груз.

Также следует упомянуть, что должность экспедитора присутствует в перечне должностей, к которым может устанавливаться полная мат. ответственность.

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Помимо этого, сотрудник может привлекаться к другим видам ответственности. К примеру, к индивидуальной и административной. Ключевое значение при этом играют должностные обязанности, возлагаемые на работника.

Водитель-экспедитор должен отвечать как за состояние доверенного ему автомобиля, так и за груз, который он в нем перевозит. Во избежание случаев привлечения к ответственности работник должен придерживаться установленных должностными инструкциями и другой подобной документацией правил.

В процессе оформления договора, в котором будет отражена тема привлечения работника к полной материальной ответственности, важно соблюдать единое установленное правило.

  • преамбула — основные сведения о каждой стороне трудовых отношений;
  • обязанности сотрудника и работодателя;
  • перечисление функций, возлагаемых на сотрудника, особенности выполнения им должностных обязанностей;
  • обстоятельства, при появлении которых возникают случаи полной материальной ответственности;
  • технология определения суммы убытков при нанесении ущерба имуществу компании;
  • исключения. Под ними принято понимать факторы, при появлении которых водитель/водитель-экспедитор освобождается от ответственности;
  • методики разрешения возникших споров (возможные варианты судебных и досудебных разбирательств);
  • дата составления соглашения;
  • подписи сторон, принимавших участие оформлении документа.

Материальная ответственность водителя за груз

Таким образом вся материальная ответственность и забота о сохранности груза стали теперь головной болью водителя.

Во-первых, это техническая исправность автомобиля. Готово ли транспортное средство к поездке, не будет ли поломки на маршруте, пройдет ли перевозка грузов без эксцессов.

Во-вторых, правильное размещение и закрепление груза внутри кузова. Если он будет закреплен небрежно, то при транспортировке возрастает риск механического повреждения.

В-третьих, следует принять груз и проверить его на соответствие в документах.

Привлекательность железнодорожных грузоперевозок от этого только вырастет, уверены в «РЖД».

26 мая 2011 года на перегоне между станциями Гремячая и Колетниково в Волгоградской области, несмотря на запрещающий сигнал светофора и звуковые сигналы, водитель КамАЗа выехал на железнодорожные пути.

Там он столкнулся с проходящим грузовым составом. Водитель грузовика и находившийся с ним пассажир погибли, машинист поезда и его помощник получили ранения.

Ответственность последнего вступает в силу с момента подписания всех товаросопроводительных документов (ТТН, доверенность, акт-приема передачи. ). Далее ответственность целиком и полностью лежит на водителе . Водителем так же может выступать хозяин фуры. А стало быть он МОЛ. Грузооправитель может снимать с себя ответственность перед собой и третьими лицами, ставя пломбу на груз в присутствии представителя.

Часто получается, что приезжает забирать совсем другой водитель (и даже на другой машине), нежели указанные в заявке. Просьбу передавать с водителями доверенность на получение груза Экспедиторы игнорируют.

Является ли в таком случае Экспедитор ответственным за сохранность груза (если нет доверенности и(или) нет договора с Экспедитором), если Экспедитор по договору только организует перевозку груза, а не сам перевозит груз.

По общему правилу Продавец исполняет свои обязательства по передаче товара с момента сдачи его Перевозчику, но с перевозчиком нет договора, мы с ним общаемся через Экспедитора.

На сегодняшний день водитель чаще всего совмещает должность с обязанностями экспедитора. То есть, с момента погрузки товара до момента передачи его получателю, водитель несет полную материальную ответственность за доставляемый груз. Рассмотрим подробнее, что входит в круг обязанностей водителя.

До начала осуществления автоперевозки груза, водитель обязан удостовериться в наличии сопроводительных документов на товар.

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Организация Б, не подписывая заявку, сделала её «перепост» на специализированном сайте. На заявку откликнулось неустановленное физическое лицо В (далее также Перевозчик), представившееся, как выяснилось позднее — чужим именем и имевшее на это имя подложные документы, а также грузовой автомобиль с поддельными номерами.

4. По этим данным Организация А составила доверенность на получение груза и направила её вместе с распоряжением об отгрузке грузоотправителю в городе СПб.

И соответственно наоборот, работник, фактически исполняющий обязанности водителя – экспедитора, стремиться быть юридически оформленным как обычный водитель, тем самым снимая с себя материальную ответственность за груз, но при этом »во все горло» требуя прибавки к зарплате за экспедицию.

И совсем уже смешно выглядят, заявления со стороны водителя – экспедитора, о том, что. «а обязан ли я, исполнять обязанности грузчика, и тому подобное.

После эвакуации ТС в сервисный центр, выяснилось что заклинило двигатель из-за отсутствия в последнем масла. На сегодняшний день на ТС необходимо установить новый двигатель, деньги немалые. После того как директор издал указ о назначении независимой авто-технической экспертизы с целью установления точной причины поломки двигателя, водитель перестал появляться на работе.

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

3. Направили работнику по месту его проживания письмо с уведомлением, о необходимости дачи разъяснений по поводу отсутствия.

В чем конкретно это выражается? Какие новые обязанности появляются у водителя-экспедитора?

Перед началом транспортировки он должен проверить правильность оформления документов на груз, а также состояние самого груза, целостность его упаковки и надежность размещения в кузове автомобиля. В случае обнаружения каких-либо повреждений водитель вносит соответствующие оговорки в товарно-транспортную накладную.

Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя ответственности на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

  • Обязанности водителя
  • Есть и пределы
  • В чем именно заключается материальная ответственность этой должности?
  • Заключение необходимых договоров с водителем
  • Составление договора
  • Заключение

Водитель автомобиля может выполнять совершенно разные функции и на него может быть возложена масса обязанностей. Все детали должности должны быть прописаны в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о водителе личного автомобиля, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Водитель, управляющий грузовым транспортом, должен доставить груз из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его ответственности входит следить за погрузкой и выгрузкой.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде, нанесенному грузу.

Есть и пределы

Ответственность за доверенный автомобиль особенности составления договора

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить о полной материальной ответственности в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид ответственности может быть применен в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который водитель авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Водителю переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку грузов, принимает на себя ответственность не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в трудовом договоре должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и нести за его сохранность полную ответственность. Подпись же водителя является его добровольным согласием.
  2. Водитель является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировке, хранению, учету, то требование работодателя нести ответственность за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен быть оформлен на предприятии правильно, и помимо трудового договора должен быть заключен договор с водителем о материальной ответственности за автомобиль.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях ответственность общая.

Теперь разберемся, за что же ответственен водитель, и может ли водитель быть материально ответственным лицом. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимого груза.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место быть, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: водитель был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время иили в своих личных целях.

Предлагаем ознакомиться:  Кто должен знакомить с должностной инструкцией

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что водитель просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температурадавление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому никакой ответственности за это он нести не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своей ответственности на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности водителя за перевозимый груз.

Материальная ответственность водителя за автомобиль

Однако следует помнить о том, что взыскание конкретной суммы в качестве компенсации будет правомерным лишь в том случае, если факт причинения вреда конкретным работником будет действительно доказан.

При этом установленная ответственность может являться как полной, так и частичной либо ограниченной.

Ответственность в отношении транспортного средства может наступить лишь в том случае, если предварительно между сторонами был заключен отдельный договор. Многие работодатели пытаются взыскать материальную компенсацию, мотивируя это тем, что сотрудник работает в данной организации, а это значит, что он по умолчанию будет нести ответственность за доверенное ему транспортное средство.

Если же действующий договор об установлении материальной ответственности имеется, работник будет обязан выплатить компенсацию, вне зависимости от причин, по которым наступила порча автомобиля.

Договор купли-продажи

Точная сумма компенсации также будет зависеть от положений договора, а также от того, какая именно ответственность устанавливалась в отношении конкретного сотрудника. Если она была полной – виновное лицо будет обязано возместить убытки в 100% размере. Если же ответственность была частичной – вред компенсируется в соответствии с текущим уровнем заработной платы виновного сотрудника.

Действующие законодательные нормы также устанавливают и дополнительную защиту прав работников, включая и водителей, которые несут ответственность за транспортное средство, принадлежащее организации. Эта защита выражается в определенных ограничениях относительно точной суммы и особенностей денежного взыскания, например:

  1. Работодатель не сможет потребовать параллельное возмещение и упущенной выгоды – ответственность сотрудника будет распространяться исключительно на фактический вред, который был причинен транспортному средству. Например, если порча автомобиля привела к убыткам, которые понес работодатель, эти убытки фигурировать в наказании не могут.
  2. Ответственность водителя распространяется исключительно на прямой ущерб.

    То есть, если по причине порчи машины произошла, например, небольшая авария, водитель будет обязан возместить денежные средства только за машину работодателя.

  3. Установление полной ответственности в отношении сотрудника будет возможно далеко не всегда. Для этого требуется, чтобы его должность попадала в специальный список, принятый действующими законодательными нормами.
  4. Если в отношении сотрудника была установлена частичная ответственность, размер последующих выплат будет строго ограничен суммой регулярного оклада сотрудника. На это необходимо обратить пристальное внимание, ведь превышение максимального размера взыскания чревато для работодателя серьезными проблемами, вплоть до отстранения от должности и наложения достаточно крупного денежного штрафа.

Ответственность в отношении транспортного средства может наступить лишь в том случае, если предварительно между сторонами был заключен отдельный договор. Многие работодатели пытаются взыскать материальную компенсацию, мотивируя это тем, что сотрудник работает в данной организации, а это значит, что он по умолчанию будет нести ответственность за доверенное ему транспортное средство.

  1. Работодатель не сможет потребовать параллельное возмещение и упущенной выгоды – ответственность сотрудника будет распространяться исключительно на фактический вред, который был причинен транспортному средству. Например, если порча автомобиля привела к убыткам, которые понес работодатель, эти убытки фигурировать в наказании не могут.
  2. Ответственность водителя распространяется исключительно на прямой ущерб. То есть, если по причине порчи машины произошла, например, небольшая авария, водитель будет обязан возместить денежные средства только за машину работодателя.
  3. Установление полной ответственности в отношении сотрудника будет возможно далеко не всегда. Для этого требуется, чтобы его должность попадала в специальный список, принятый действующими законодательными нормами.
  4. Если в отношении сотрудника была установлена частичная ответственность, размер последующих выплат будет строго ограничен суммой регулярного оклада сотрудника. На это необходимо обратить пристальное внимание, ведь превышение максимального размера взыскания чревато для работодателя серьезными проблемами, вплоть до отстранения от должности и наложения достаточно крупного денежного штрафа.

Полная материальная ответственность предполагает возмещение ущерба в полном объеме. Если повредили вверенное имущество на 5000 рублей, то вернуть не меньше. Условно обозначим два вида. Первый прямо оговорен в законе, второй — в контракте. Под законом в данном случае подразумевается ТК РФ, а именно статья 243. Перечислим основные ситуации и обстоятельства, при наступлении которых работник «вернет все»:

  • совершение преступления.

    Можно ли заключить с водителем договор о полной материальной ответственности?

    Конечно, факт должен быть подтвержден судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате него был причинен ущерб, платить придется;

  • умысел. Если сотрудник осознанно (умышленно) разбил служебный автомобиль или компьютер, то неважно, был ли заключен с ним договор о полной матответственности. Возместить потери он обязан в полном объеме. Да, неважно был ли человек при этом пьяный или трезвый — предел матответственности одинаковый;
  • разглашение тайны.

Следует отметить, что кодекс допускает возмещение ущерба даже когда сотрудник не исполнял обязанности.

Конечно, факт должен быть подтвержден судебным актом — приговором. Когда деяние «не дотянуло» до преступления, то обычно речь идет об административном правонарушении. И если в результате него был причинен ущерб, платить придется;

И на практике из-за этого нередко возникают споры между директором и юристом или специалистом отдела кадров. Администрация требует предусмотреть максимум санкций, в частности, для водителей, а исполнители возражают, ссылаясь на закон. Почему для водителей? Потому что они управляют транспортным средством, которое легко повредить, даже не имея умысла.

Возьмем для примера водителя грузовика, который во время ремонта сломал борта кузова. Умысла не было, состава преступления или административного правонарушения не было, а ущерб есть. В такой ситуации руководитель считает, что мог бы спасти договор материальной ответственности водителя за грузовой автомобиль.

Но все та же 243 статья позволяет его заключить только с определенными специалистами. Их перечень утвержден Постановлением Минтруда № 85 от 31.12.2002. Обычный шофер в этом списке не значится. Перечень не подлежит расширенному толкованию и обязателен для бюджетных и коммерческих структур.

Ответственность водителя за сохранность перевозимого груза

Водитель должен быть не простым, а, например, инкассатором или экспедитором. Инкассаторы получают, некоторое время хранят (по пути следования) и выдают материальные ценности — деньги. Аналогичная ситуация с экспедитором, который не просто управляет автомобилем, но везет груз, отвечая за его сохранность и целостность. Поэтому договор с водителем-экспедитором о материальной ответственности является правомерным.

  • предоставлении сотруднику всех требуемых условий для того, чтобы он полноценно мог осуществлять свою профессиональную деятельность, в соответствии с должностной инструкцией;
  • своевременное ознакомление сотрудника с действующими положениями в отношении правил использования транспортного средства, а также иных нюансов обращения с ним;
  • регулярное проведение необходимых проверок и оценки текущего состояния автотранспортного средства с целью исключения неожиданных поломок и чрезвычайных ситуаций на дороге.

В договор об установлении материальной ответственности также должны быть включены и все необходимые условия о размере компенсации, которую виновное лицо будет обязано выплатить другой стороне. В целях защиты прав сотрудника, в договор обязательно нужно включать сведения о том, что он не может нести ответственность за ущерб, произошедший не по его вине, а по причине неправомерных действий со стороны других лиц.

Последним этапом становится указание порядка расторжения договора, а также внесения в его содержание изменений.  Заканчиваться текст документа должен наличием подписей сторон, а также проставленной печати организации.

Желонкиной «Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН» в журнале «Советник в сфере образования», N 8 за 2019 год.

Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте. Примечание. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт

Применительно к рассматриваемым правоотношениям это выражается в ограниченных возможностях работодателя – материальная (далее, для краткости – МО ; соответственно, полная материальная ответственность – ПМО ) подчиненного возможна лишь в специально оговоренных случаях.

Понятие «работник-водитель» здесь целесообразно рассматривать в контексте исключительно трудовых правоотношений .

Но родной аппарат придется поставить на место.

Также полная материальная сотрудника наступает при наличии его вины в происшествии.

Например, оставил незакрытой дверь, оставил ключи в замке зажигания, не проверил автомобиль перед отправкой в путь и попал в ДТП из-за технической неисправности. Также к числу поводов для возмещения ущерба самим водителем относится противоправное поведение последнего.

Материальная водителя перед работодателем устанавливается с помощью заключения соответствующего договора.

Водитель является ответственным за автомобиль, которым он управляет.

Типовая форма соглашения о полной матответственности сотрудника утверждена постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Использование типовых бланков при оформлении названных договоров считается обязательным (например, определение Красноярского краевого суда от 30.01.2013 № 33-814).

Вместе с тем внесение в типовую форму дополнительных уточнений считается допустимым (перечень ТМЦ или иного вверяемого имущества, круг обязанностей и т. д.).

Ответственность за доверенный автомобиль: особенности составления договора

Индивидуальных требований к договору об установлении ответственности за вверенное транспортное средство не имеется. Можно использовать типовую форму, которая разработана не только для водителей, но и для других материально-ответственных сотрудников.

Однако всегда следует обращать внимание на наличие в договоре главных пунктов:

  • указание порядкового номера документа в соответствии с внутренней системой делопроизводства в конкретной организации, а также даты его составления;
  • далее обязательно должна быть указана подробная информация о сторонах трудовых отношений – сотруднике и его работодателе. В отношении последнего обязательно должен быть отмечен и документ, дающий полномочия на подписание договора. Чаще всего таким документом является действующий устав организации либо доверенность;
  • далее в договор следует включить полный список прав и обязанностей каждой из сторон.

Сотрудник несет прямую ответственность за состояние вверенного ему транспортного средства, а также за возмещение ущерба, в том случае, если машине будет причинен вред – намеренно, либо по неосторожности.

В список основных обязанностей работника будут входить следующие:

  • аккуратное обращение с доверенным ему транспортным средством;
  • своевременное оповещение работодателя об определенных происшествиях либо обстоятельствах, которые имеют прямое отношение к текущему состоянию и сохранности транспортного средства;
  • выполнение определенных мероприятий и участие в организуемых проверках исправности и общего состояния транспортного средства.

Помимо самого автомобиля, в отдельных случаях работник может нести ответственность и за ценности, которые находятся в нем. Однако данный факт обязательно должен быть зафиксирован документально.

Помимо самого автомобиля, в отдельных случаях работник может нести ответственность и за ценности, которые находятся в нем.

Гражданин, после принятия на должность водителя должен быть ознакомлен с локальными документами, регулирующими порядок и график работы, описывающими основную специфику его деятельности.

Это связано с тем, что работа водителя не ограничивается только перемещением автомобиля из одного пункта в другой. Он должен следить за состоянием транспорта, регулярно проводить его осмотры. Зачастую на водителей возлагается и мелкий ремонт автомобиля, если таковой необходим. В случае выявления серьезных неполадок, работник должен немедленно уведомить об этом руководство.

Перевозка пассажиров предполагает ответственность водителя за их сохранность во время движения транспорта. Поэтому он должен проверять исправность работы всех установленных систем безопасности, а также наличие и укомплектованность аптечки.

Если специфика трудовой деятельности предполагает перевозку товаров, то водитель обязан следить за их погрузкой и разгрузкой для правильного их размещения. Он должен учитывать грузоподъемность автомобиля, особенности распределения веса по осям и закрепления товаров. Это позволит избежать повреждения транспорта и груза.

Для водителей, совмещающих свою работу с должностью экспедитора, перечень обязанностей расширяется еще больше и включает в себя:

  • Ведение сопроводительной документации;
  • Проверка по накладным количества загружаемого товара и целостность его упаковки;
  • Соблюдение правил перевозки, исходя из особенностей хранения груза;
  • Оформление актов и бланков о недостаче товара, его порче или несоответствии заявленным характеристикам.

На данных сотрудников, совмещающих две должности, помимо ответственности за сохранность автомобиля также возлагается ответственность за перевозимый груз.

Так как в обязанность водителей входит обеспечение сохранности имущества предприятия, переданного им, нередко с ними подписываются документы об их материальной ответственности. В соответствии со ст.238 ТК РФ, она может наступить вследствие причинения вреда имуществу фирмы, если таковой был нанесен по вине работника. Это возможно в ряде случаев, предусмотренных ТК РФ:

  1. Работник выполнял возложенные на него трудовым договором обязанности в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и т.п.);
  2. Повреждения были нанесены умышленно;
  3. Ущерб был причинен во внерабочее время или при использовании транспорта в личных целях водителя.

Если же повреждение автомобиля или груза произошло по неосторожности работника или вследствие неисправности, наступившей не по его вине, то, в соответствии со ст.241 ТК РФ, максимальный размер материальной ответственности не может превышать его среднемесячной зарплаты.

Кроме того,  согласно ст.239 ТК РФ, работник освобождается от материальной ответственности в случае, если ущерб  был причинен по независящим от него причинам. К ним относятся: непреодолимые силы, нормальный хозяйственный риск,  самооборона, исключительная необходимость, а также нарушением самим работодателем правил обеспечения надлежащих условий для хранения ценностей.

Право работодателя на заключение бумаг, фиксирующих материальную ответственность сотрудников, закреплено в Постановлении Правительства РФ №823 от 14.11.02г. Потребность в таких документах возникла вследствие увеличения количества нарушений, связанных с несоблюдением действующих инструкций, повлекших за собой порчу или уничтожение имущества фирмы.

Договора о мат. ответственности водителей, а также водителей-экспедиторов заключаются с целью:

  • Недопущения нарушения правил, установленных в должностных инструкциях;
  • Увеличения выгоды и предотвращения убытков от работы транспорта;
  • Повышения уровня дисциплины трудящихся;
  • Защиты имущественных интересов предприятия.

Процедура оформления документов о мат. ответственности и их вид зависит от того, какие обязанности возлагаются на работника. Если трудящийся будет выполнять только обязанности водителя, то он будет материально ответственен исключительно за автомобиль, переданный ему предприятием. В таком случае, достаточно в трудовом договоре добавить пункт об ответственности, с указанием порядка привлечения к ней.

Предлагаем ознакомиться:  Иск о взыскании алиментов на содержание родителя

Если гражданин, принимаемый на работу, будет выполнять обязанности не только водителя, но и экспедитора, то работодателю потребуется оформить договор о частичной или полной материальной ответственности. Данный документ составляется отдельно от трудового контракта и может выступать как его приложение.

Бывает так, что за одной машиной закреплено несколько работников, выполняющих должностные обязанности совместно в течение одной смены. В таком случае, возможно оформление договора об их коллективной ответственности, так как установить степень вины каждого из них проблематично. Тогда при нанесении вреда, утере или уничтожении имущества предприятия сумма компенсации будет разделена между всеми лицами в равной степени.

Унифицированная форма для договоров о материальной ответственности работников действующим законодательством не предусмотрена. Данный документ оформляется работодателем в свободной форме, но с указанием обязательных элементов, таких как стороны и предмет договора, прав и обязанности контрагентов, дата и место оформление документа, срок его действия.

В шапке договора указывается место и дата его подписания, а также наименование сторон. Если в качестве одной из них выступает физ. лицо, то следует указать его паспортные данные. Для юр. лиц достаточно указать название предприятия.

В основной части документа, в качестве предмета договора указываются должностные функции водителя, невыполнение которых влечет за собой привлечение к ответственности. Ниже указываются все права и обязанности сторон, в рамках реализации предмета договора.

Далее отмечается порядок привлечения к ответственности и способы определения суммы взыскания за причиненный ущерб. Также отмечаются исключительные обстоятельства, освобождающие водителя от ответственности, а также порядок решения спорных вопросов.

В завершении документа должны стоять подписи сторон, а также печать предприятия, если таковая имеется.

Важные моменты

Необходимо понимать, что привлечение к полной материально ответственности возможно только в случае, если передача ценностей работнику была надлежащим образом оформлена. Для этого используются акты приема-передачи, описи имущества, с указанием принявших и передавших его лиц.

При отсутствии таких документов, водитель, согласно ст.241 ТК РФ, может быть привлечен к материально ответственности только в пределах своей среднемесячной зарплаты. Взыскание необходимой суммы в данном случае производится не едино разово, так как в соответствии с действующим законодательством максимально возможное удержание из заработной платы составляет 20%, кроме исключительных случаев.

Сотрудник имеет право добровольно увеличить размер удержаний. Для этого ему необходимо написать заявление с соответствующей просьбой. В данном случае, никакие ограничения по величине удержания не действуют.

За работником также сохраняется право не подписывать договора и документы, предполагающие возложение на него полной материальной ответственности за имущество предприятия. Однако в данном случае он не сможет выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, что может повлечь его расторжение.

Иные важные нюансы

Следует помнить о том, что полная ответственность может быть назначена только в том случае, если водитель занимается перевозкой крупных ценностей или денежных средств. В том случае, если в его обязанности будет входить исключительно управление автомобилем, установление полной ответственности будет невозможным. Работник будет обязан лишь возместить ущерб за порчу самого транспортного средства.

Как уже было отмечено выше, трудовой договор и договор об установлении материальной ответственности являются двумя абсолютно разными документами. Для полноценных трудовых отношений они оба должны иметься в наличии. Только в этом случае работодатель действительно сможет рассчитывать на получение компенсации, если автомобилю организации будет нанесен ущерб.

Установление точной суммы ущерба, как правило, осуществляется специальной комиссией, которая также принимает участие и в расследовании обстоятельств произошедшего. С работника может быть взыскана определенная сумма только в том случае, если его вина действительно была доказана.

Если же сотрудник считает, что взыскание с него денежных средств было осуществлено неправомерно, он имеет полноценную возможность для обращения в суд. В том случае, если его требования будут удовлетворены, действия работодателя признаются неправомерными. В данной ситуации руководитель организации будет обязан возвратить ранее взысканную сумму в установленные судом сроки.

Учреждения в ряде случаев заключают с водителями или водителями-экспедиторами договор о материальной ответственности. Однако, как показывают последние примеры судебной практики, полная материальная ответственность за автомобиль по таким договорам невозможна.

Виды материальной ответственности

Трудовое законодательство возлагает на работника материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ), предусматривая при этом два вида материальной ответственности:1) ограниченную (материальная ответственность работника в пределах своего среднего месячного заработка);

2) полную (обязанность возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере).Полная материальная ответственность может быть возложена на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ). К самым распространенным случаям можно отнести недостачу ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 ТК РФ).

— статьи 244 ТК РФ, регулирующей заключение письменных договоров о полной материальной ответственности работников;— порядка утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823.

В рамках настоящей статьи мы будем рассматривать лишь один Перечень, утвержденный как приложение N 1 к Постановлению N 85 (далее — Перечень N 1). В нем перечислены должности и работы, замещаемые или выполняемые работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

Водитель собирает оплату

Оплату за автотранспортные перевозки от населения вполне может принимать водитель. Для этого не обязательно даже устанавливать в кабине контрольно-кассовую технику, так как плату за услуги населению можно принимать по бланкам строгой отчетности, причем до 1 июля 2018 года {amp}lt;1{amp}gt;.

Что представляет собой договор аренды ТС

Данный договор выступает основным документом, на основании которого автомобиль передается от собственника другому лицу в пользование. Непременно указывается срок, в течение которого действует контракт, а также размеры арендных платежей.

Важно! Договор может составляться между физлицами или юрлицами.

Если составляется он между физлицами, то обладает документ определенными особенностями, так как в такой ситуации непременно должны соблюдаться условия:

  • документ составляется исключительно в письменном виде;
  • на форму его не оказывает воздействие срок заключения, количество сторон или иные факторы;
  • не требуется выполнять другие специфические действия, поэтому документ не регистрируется и не заверяется нотариусом;
  • арендатор имеет право пользоваться машиной для получения коммерческой выгоды, поэтому может перевозить на ней людей или грузы, а также сдавать в субаренду.

Допускается заключать контракт даже на безвозмездное использование авто, поэтому не предусматривается необходимость арендаторам уплачивать арендные платежи.

Чтобы данный документ обладал юридической силой, а также был грамотно составленным, в процессе его оформления непременно указываются пункты:

  • Стоимость автомобиля. Данная сумма определяется обычно соглашением обеих сторон, причем ее наличие нужно на тот случай, если арендатор в процессе использования авто разобьет его, поэтому оно будет не пригодным для дальнейшего использования.
    Также сюда относятся случаи кражи авто из-за халатного отношения арендатора.
  • Арендные платежи, а также правила их выплаты. Обычно выбираются ежемесячные перечисления неизменной суммы денег. Она может переводиться на банковский счет арендодателя или же выплачиваться наличными средствами.
  • Срок, на который машина передается в аренду. В это время именно на арендатора перекладывается ответственность за автомобиль.
  • Прописываются обязанности арендатора в отношении разных затрат, связанных с эксплуатацией машины. Сюда относится уплата различных штрафов или покрытие ущерба в случае попадания в ДТП, а также ремонт авто в течение его использования.
    Все эти платежи должны совершаться за счет средств арендатора.

Договор непременно подписывается обоими участниками сделки.

Важно! Непременно в поясе передачи авто арендатору составляется специальный акт приема-передачи, содержащий основную информацию относительно технического состояния авто.

Как правильно составить акт приемки-передачи авто? Основные правила — читайте тут.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

https://www.youtube.com/watch?v=EmshbL1HJe4

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа.

В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме. 

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче).

Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре.

Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

  •  умышленного причинения ущерба;
  • причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  • причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель.

Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.

Теория права делит условия договора на существенные и обычные. Если стороны не согласовали существенные условия, то  договор считается незаключённым.

Существенное  условие договора купли-продажи — предмет договора, т.е. автомобиль, поэтому в ДКП обязательно нужно отразить его технические характеристики в соответствии с ПТС — модель, марку авто, цвет, VIN-номер — словом всё, что позволяет однозначно определить конкретный отчуждаемый автомобиль.

Считается ли водитель материально-ответственным лицом?

В таком случае с водителем можно заключить договор о материальной ответственности. Именно такая ситуация рассмотрена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу N 33-9710/2016.———————————{amp}lt;1{amp}gt; Подробнее читайте в статье М.Н. Желонкиной «Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН» в журнале «Советник в сфере образования», N 8 за 2016 год. Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Суд рассматривал требование работодателя к водителю возместить стоимость ремонта поврежденного при исполнении трудовых обязанностей автомобиля. При этом работодатель настаивал на необходимости взыскания полной стоимости ремонта на основании договора о полной материальной ответственности. Основанием для заключения такого договора послужил тот факт, что в обязанности водителя входил сбор с пассажиров платы за проезд.

Как правило, учреждения не осуществляют организованные пассажирские перевозки, однако как таковые перевозки нередко входят в перечень дополнительных платных услуг социальных учреждений, учреждений здравоохранения и некоторых образовательных учреждений. Для таких учреждений выводы, сделанные Алтайским краевым судом, вполне применимы.

Предлагаем ознакомиться:  Злостное уклонение от уплаты алиментов статья 157 ук

В частности, суд указал, что само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространить на работника правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ. Поскольку в число видов работ Перечень N 1 включает получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, то суд сделал вывод о том, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем, исполняющим обязанности экспедитора.

Однако даже в этом случае сохранность транспортного средства не может быть предметом договора, так как данный материальный объект:— необходимо рассматривать как техническое средство, при помощи которого транспортируются материальные ценности;— не отнесен к транспортируемому имуществу (его перемещение само по себе не является целью перевозки).

Отметим, что аналогичные выводы есть и в других судебных решениях. Так, суды отмечают, что работа в должности водителя-экспедитора — по своей сути совмещение двух разных профессий водителя и экспедитора, у каждой из которых разные условия (характеристики, ответственность). Например, об этом сказано в определении Оренбургского областного суда от 26.07.

2016 N 33-5678/2016.Некоторые судьи отмечают, что отличительный признак должностей и работ, указанных в Перечне N 1, — осуществление функций по перевозке материальных ценностей. Само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространять на них правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ.

Так, например, водитель-экспедитор:— отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза (материальных ценностей);— несет ответственность за причинение по его вине ущерба данному грузу (материальным ценностям).Соответственно, водитель и не может быть привлечен к полной материальной ответственности за причинение ущерба транспортному средству, с помощью которого он перевозит вверенные ему материальные ценности в качестве экспедитора (Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18.12.

2013 N 33-5730/2013).Таким образом, возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора неправомерно. Поскольку иных предусмотренных статьей 243 ТК РФ оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности в ходе рассмотрения спора установлено не было, суд пришел к выводу о возможности взыскания с работника ущерба в сумме, ограниченной размером его среднемесячного заработка.

Экспедитор — не единственное упоминание в Перечне N 1

По мнению автора, не все выводы Алтайского краевого суда однозначны. Безусловно, неправомерно возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора. Однако нельзя согласиться с утверждением о том, что договор о полной материальной ответственности с водителем можно заключать только в том случае, если указанный работник исполняет обязанности экспедитора.

Помимо функций, присущих экспедиторам, раздел I Перечня N 1 содержит упоминание о водителях-инкассаторах, а также, например, о работниках, которые выполняют следующие функции:— операции с денежной наличностью при обслуживании клиентов;— пересчет денежной наличности;— перевозку (транспортировку) денежных средств;

функции, аналогичные перечисленным.Так как в Перечне указано обобщенное понятие «работники», то к таким работникам может быть отнесен и водитель.Раздел II Перечня N 1 перечисляет работы, которые также может выполнять водитель, в частности:— прием и выплату всех видов платежей;— расчеты при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через лицо, ответственное за осуществление расчетов);

— хранение всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания)) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги;— куплю (прием), продажу (отпуск, реализацию) услуг, товаров (продукции);— доставку груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей;

— транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.В отношении указанных функций (работ), выполняемых водителем, а также водителями-инкассаторами, также может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Когда экспедитора нельзя привлечь к ответственности

Если ущерб нанесен не транспортному средству, а материальным ценностям, то и в этом случае водителя, выполняющего функции экспедитора, не всегда можно привлечь к ответственности. Разъяснения о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю, даны, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.

2006 N 52 (далее — Постановление N 52). К примеру, в соответствии с пунктом 5 указанного Постановления работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие:— обстоятельств непреодолимой силы;— нормального хозяйственного риска (действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей);

Примечание. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

— отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;— наличие прямого действительного ущерба;— размер причиненного ущерба;— соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.Если суд сочтет доказательства недостаточными, то привлечь водителя-экспедитора к ответственности будет невозможно.

Возмещение материального ущерба

Апелляционное определение Московского областного суда от 30.05.2016 по делу N 33-14348/2016 — пример реализации полной материальной ответственности, когда материальный ущерб удалось взыскать полностью. Суд установил, что с водителем-экспедитором были заключены трудовой договор и договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

В соответствии с должностной инструкцией, представленной суду, водитель-экспедитор обязан:— выполнять выгрузку и сдачу доставленного груза;— оформлять приемо-сдаточную документацию;— участвовать в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и прочее;— нести полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей, за порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества и причинение материального ущерба.

Из-за утраты ключей работодатель понес дополнительные расходы на общую сумму 42 944,13 рубля. Например, для осуществления разгрузки пришлось вызвать, в частности, кран-манипулятор. При рассмотрении дела было установлено, что:— данный случай не признали страховым;— выплата страхового возмещения по факту утраты комплектов ключей от перевозимых автомобилей не осуществлялась.

Таким образом, работодатель был вправе требовать от сотрудника возмещения ущерба. Определяя его размер, суд исходил из документов, подтверждающих оплату произведенных расходов, в том числе государственной пошлины. Так как работодатель дополнительно требовал учесть упущенную выгоду (в понятие полной материальной ответственности не входит), то госпошлина для взыскания с работника была определена в размере, пропорциональном удовлетворенной части требований.

  • затраты на ремонт, восстановление автомобиля после ДТП;
  • стоимость автомобиля в случае невозможности восстановления после ДТП;
  • штрафные санкции за нарушение ПДД;
  • компенсация потерь третьим лицам, если она выплачивается работодателем.

Полная материальная ответственность: определение понятия

Для правильного понимания вопросов, рассмотренных ниже, принципиальное значение имеет используемая терминология – в контексте данной статьи, понятие «водитель».

Отметим, что различные правовые отрасли относят к данной категории субъектов правоотношений лиц, наделенных отличными друг от друга признаками.

Например, несколько отличаются понятия в административном и гражданском праве.

С целью недопущения разночтений, в предлагаемой статье термин «работник-водитель» будет употреблен в следующем значении: лицо, с которым работодатель оформил трудовой договор, основной одноименной обязанностью в нем указано управление определенным транспортным средством.

Границы ответственности

В начале данной статьи отнюдь не случайно было подчеркнуто, что законодатель достаточно явно демонстрирует приоритет охраняемых законных интересов именно работников – в сравнении с аналогичными позициями, касающимися работодателя.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям это выражается в ограниченных возможностях работодателя МО подчиненного возможна лишь в специально оговоренных случаях.

Имеется в виду совпадение ситуаций с теми, которые названы законодателем.

Понятие «работник-водитель» здесь целесообразно рассматривать в контексте исключительно трудовых правоотношений, без ссылок на специфику выполняемых работ, – он ничем не отличается от любого другого лица, совмещающего в себе все обязательные признаки термина «работник».

Трудовой Кодекс в ст. 238 исчерпывающе отвечает на вопрос относительно МО: в качестве единственного и неоспоримого основания названо причинение ущерба, который обязан быть «прямым и действительным».

Абзац 2 указанной правовой нормы дает необходимое разъяснение: таковым признается причинение вреда, связанное с уменьшением наличного имущества его владельца.

Законодатель подразумевает здесь и причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.

Ненадлежащие действия сотрудника объективно предполагают некие затраты, возлагаемые на работодателя.

К таковым приравниваются также незапланированные расходы, связанные с:

  • приобретением имущества, утраченного в результате определенных ненадлежащих действий (бездействия);
  • восстановлением (ремонтом);
  • возмещением ущерба третьим лицам.

Разумеется, наступление МО возможно лишь при наличии определенных оснований. Их исчерпывающий перечень определяется гражданским законодательством.

Необходимыми основаниями, которые наделяют потенциального истца (понятие «потенциальный истец» использовано в качестве иллюстрации возможного дальнейшего развития ситуации) правом обращаться в суд являются такие составляющие, как:

  • вина;
  • противоправность;
  • обязательная причинно-следственная связь;
  • реальный вред, причиненный определенному лицу.

СПРАВКА: В большинстве случаев работодателю придется удовлетвориться единовременной выплатой, ограниченной среднемесячной заработной платой виновного (об этом гласит статья 241 ТК).

Исключения из данного правила имеются, но применимы ли они в отношении рассматриваемой категории сотрудников?

Ответ на этот вопрос предполагает более детальное ознакомление с нормами Трудового кодекса РФ и с некоторыми подзаконными актами.

Полная МО

В последнем случае подразумевается ответственность в пределах среднемесячных выплат.

Что касается ПМО, то здесь все зависит от содержания трудового соглашения (в отдельных случаях – от дополнительного соглашения и иных документов).

Законодатель определяет ПМО как обязанность возмещения причиненного прямого действительного ущерба.

Основанием для привлечения лица к МО является наличие вреда (с учетом вышеперечисленных обязательных условий).

Бремя доказывания размера ущерба законодатель возлагает на истца. Данный вопрос нужно соотнести с позициями Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 823.

С названными в нем работниками можно заключать соглашение о полной МО.

Перечень не предполагает расширенного толкования.

С позиции руководства такое положение однозначно невыгодно: доверив наемному сотруднику, помимо транспортного средства, и некие материальные ценности, он сильно рискует – лишиться не только активов, но и возможности компенсации.

Еще раз повторимся – наступление полной МО возможно, если:

  • сотрудник является одновременно и материально-ответственным лицом;
  • указанное положение соответствующим образом закреплено в договоре (приложении к нему);
  • оно не противоречит действующему законодательству.

Существует ли возможность минимизировать риски, оставаясь в рамках правового поля?

ТФ – пример. 

Подготовка документов

«Изобретать велосипед» здесь не придется: имеется солидная наработанная практика по данному вопросу – достаточно «закрепить» груз за экспедитором (в качестве такового может выступать и водитель – но его должность уже должна именоваться по-другому, например, «водитель-экспедитор»).

Отсутствие данной категории в Перечне определенно предполагает невозможность заключения с водителем договора о полной МО.

Однако с водителем-экспедитором (наименование условно) подобное соглашение вполне возможно.

Договор материальной ответственности с водителем-экспедитором (ПМО)

Следовательно, трудовой договор, заключаемый с работником, должен содержать позиции, однозначно трактующие его функциональные обязанности в свете вышеизложенных требований – в частности, обязанность принять, обеспечить сохранность во время транспортировки и доставить в целости груз.

В зависимости от конкретных обстоятельств возможны приложения к соглашения. Единое требование – наличие документа, подтверждающего факт передачи неких ценностей (груза) в распоряжение сотрудника.

Это может быть, например товарно-транспортная накладная (форма Т-1), договор транспортной экспедиции, путевой лист и экспедиторская расписка.

Как взыскать ущерб

Для взыскания причиненного вреда необходимо составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК. Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то должно быть издано распоряжение, при этом срок издания не может превышать месяца с момента установления суммы потерь.

В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:

  • выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
  • отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.

Ключевой вопрос – возможность взыскания материального ущерба.

Ответ очевиден: наиболее приемлемой формой обеспечения обязательства виновного лица выступает обращение работодателя в суд.

Как уже говорилось, в качестве доказательства должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что законные интересы заинтересованного лица были ущемлены ненадлежащими действиями работника.

Типовой бланк заявления о взыскании ущерба причиненного работником работодателю

Лицо, инициирующее судебное рассмотрение, обязано предоставить документальное подтверждение того, что в данном конкретном случае наличествует

  • вина ответчика;
  • противоправность.

Кроме того, обязательным условием выступает причинная связь между действиями сотрудника и наступившими последствиями; истец обязан предоставить исчерпывающую информацию о размере ущерба.

Обращение в судебную инстанцию производится на основании требований статьи 248 ТК.

Текст заявления должен содержать исчерпывающую информацию, свидетельствующую о ненадлежащих действиях (бездействии) ответчика.

Следует недвусмысленно подчеркнуть причинную связь между этими действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

К исковому заявлению, помимо обязательных документов (квитанций об оплате предусмотренных сборов), необходимо приложить копии (если заявителем выступает работодатель):

  • документов, подтверждающих статус истца (зависят от формы собственности, например, для ООО – Устава и иных учредительных документов);
  • трудового договора и соглашения о МО;
  • акта установленной формы, подтверждающего недостачу;
  • расчета суммы ущерба.

Перечень не является исчерпывающим, истец вправе приложить к заявлению и иные материалы – объяснение ответчика, свидетельские показания, фото- и видеоматериалы.

Как отразить в бухгалтерии

Документальное отражение в бухгалтерских документах характеризуется следующими позициями:

  • установлением суммы недостачи (подразумевается ущерб, причиненный неправомерными действиями работника-водителя);
  • списанием сумм ущерба, превышающих нормы «естественной убыли» на счет работника.

Если материальные претензии работодателя находятся в пределах законных удержаний из заработной платы работника, то сумма средств, фактически удержанных из заработка виновного, проводится как «удержание из зарплаты, произведенное по приказу № __», подписанному работодателем.

Когда виновный на добровольной основе (а равно по решению суда) возмещает определенную сумму, превышающую размер его среднемесячного заработка, запись гласит: «сотрудником возмещена сумма ущерба».

Когда взыскание незаконно

Если нет договора с лицом, которое значится в перечне. Прямое нарушение статьи 243: нет письменного договора, нет ответственности. Здесь может быть иной вариант: договор есть, но специалист такой не значится в перечне. Это тоже незаконно.

Взыскивать ущерб незаконно, если, допустим, все указывает на то, что сотрудник украл, но нет вступившего в силу приговора суда. Надо ждать юридического установления факта.

Работодателям нужно предельно аккуратно относиться к вопросам МО – самой надежной гарантией законности в данном случае выступает вступившее в законную силу судебное решение.

Во всех иных случаях имеется серьезный риск превышения полномочий, что равносильно признанию взыскания незаконным.

Настоятельный совет в этой связи – во всех спорных случаях придерживаться установленного порядка.

Данная статья призвана оказать определенную консультативную помощь работодателям, которые оправданно стремятся минимизировать риски, связанные с транспортировкой материальных ценностей (грузов) и желают оставаться в рамках действующего законодательства при осуществлении профессиональной деятельности.

Строгое соотнесение своих действий с положениями Закона не только необходимо, но и достаточно выгодно – в этом убеждает солидный массив судебной практики по рассмотренному вопросу.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector