Консультация юриста
Назад

Ответственность за самовольное строительство

Опубликовано: 22.02.2020
0
1

Административная ответственность за самозахват земли

Любое использование чужой территории или хотя бы ее части без законных на то оснований (при отсутствии правоустанавливающих документов на землю) является основанием для привлечения нарушителей закона к административной ответственности в виде штрафов.

Их размеры указаны в статье 7.1 КоАП и определяются в процентном соотношении к кадастровой стоимости земли:

  • граждане заплатят от одного до полутора процентов. При этом сумма штрафа не должна быть ниже 5 000 рублей;
  • для должностных лиц установлены иные суммы: от полутора до двух процентов (минимальный размер штрафа равен 20 000 рублям);
  • на юридические лица налагается штраф в размере от двух до трех процентов (не меньше ста тысяч рублей).

При отсутствии данных о кадастровой стоимости земельных участков размеры штрафов составляют соответственно:

  • от 5 000 до 10 000 рублей (гражданам);
  • от 20 000 до 50 000 (должностным лицам);
  • от 100 000 до 200 000 (юридическим лицам).

Самовольный захват земли представляет собой незаконное использование находящегося в чужой собственности земельного участка путем возведения на нем различных строений, огораживания его, посадки сельскохозяйственных или садовых насаждений, складирования различных предметов. Все эти действия совершаются помимо воли собственника земли или без документов, позволяющих осуществление на нем хозяйственной деятельности.

Чаще всего в отношении лиц, уличенных в самовольном занятии земельного участка, применяется ответственность, установленная административным законодательством. Она представляет собой штраф, размер которого будет зависеть от того, поставлен ли участок на кадастровый учет и определена ли его кадастровая стоимость.

  • на граждан — 1-1,5% стоимости, но при этом не меньше чем 5000 рублей;
  • на должностных лиц — 1,5-2%, но в любом случае более 20000 рублей;
  • на организации — 2-3%, но не менее 100000 рублей.

Если же учет участка нет на кадастровом учете и, соответственно, стоимость не определялась, размер штрафа будет другим:

  • для обычных граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Нужно отметить, что ИП в случае этого правонарушения рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется такой же. Если самовольное занятие земельного участка совершено в отношении части надела, то расчет стоимости, от которой зависит исчисление штрафа, производится исходя из отношения той площади, что была незаконно занята, к общему размеру участка.

В целом же механизм применения административной ответственности за самозахват земли выглядит примерно так:

  1. Компетентный государственный орган обнаруживает факт правонарушения.
  2. Нарушителю дается срок для добровольного исправления ситуации. Он обязан прекратить всякую деятельность на участке, перенести ограждения, убрать сооружения и т. д.
  3. Если в указанный срок предписание не выполнено, налагается штраф в полном размере.

В зависимости от конкретных обстоятельств порядок может быть и другим, но чаще всего государственные органы действуют именно так.

Важно также помнить, что применение административного наказания не означает, что нарушитель избежит других мер ответственности. Тот факт, что захватчик оштрафован, не мешает владельцу взыскать с него плату за самовольное занятие земельного участка — напротив, постановление, которым налагался штраф, в гражданском или арбитражном суде даже послужит дополнительным доказательством.

Так что же на самом деле представляет собой этот нашумевший закон?

Законопроект № 301924-7 о «Самострое» был подписан президентом 4 августа 2018 года. В него были внесены поправки, основной из которых, касалась понятия самостроя – «самовольная постройка», а именно это здание или строение, которое:

  • возведено на земельном участке, не принадлежащему застройщику;
  • построено на земле, не предусмотренной для строительства;
  • построено с нарушением норм и/или без разрешений и согласований;

Если здание было построено на земельном участке, который не предназначен для строительства, но на это есть все необходимые разрешения и согласования, то эту постройку нельзя назвать самостроем, а так же сюда входит не знание собственника о таковых ограничениях на принадлежащий ему участок. 

  • В данном законе отмечено, что собственник земли имеет право строить на ней здания и постройки, а так же сносить их, но всею деятельность, связанную со строительством на участке, владелец совершает только в соответствии с гражданским законодательством РФ.
  • В измененном законопроекте прописано, что владелец земельного участка с самовольной постройкой не имеет права распоряжаться данной постройкой (дарение, эксплуатация, продажа).
  • Он обязан легализовать данный объект по всем требованиям или же снести его за счет собственных средств. Здесь же указанны сроки, в течение которых, владелец здания/сооружения обязан снести объект (зависит от сложности и объема постройки) — в среднем от трех до двенадцати месяцев.
  • Реконструировать постройку по всем нормам можно сроком до трех лет, в зависимости от особенностей объекта.

Уголовная ответственность за самозахват земли

Самовольное использование чужого земельного участка по законам РФ не образует самостоятельного состава уголовного преступления. Хотя в некоторых странах бывшего СССР, например, Украине оно предусмотрено Уголовным кодексом.

Если самозахват земли связан с другим уголовным деянием, то виновный будет нести ответственность по нормам не административного, а уголовного законодательства. К примеру, виновный получил право на землю в результате злоупотребления доверием или обмана, тем самым совершив мошенничество, ответственность за которое предусмотрена ст.159 УК РФ.

Уголовная ответственность наступает и при завладении участком в результате регистрации сделки, не соответствующей закону, или внесения ложных сведений в документы.

Самозахват земли может быть связан с любым уголовным преступлением. Поэтому наказание в каждом конкретном случае зависит от того по какой статье УК РФ виновные привлекаются к уголовной ответственности. А также от того при каких обстоятельствах совершено преступление.

Важно знать, что совершение преступлений в группе лиц либо с использованием служебного положения предусматривает более суровое наказание.

Законодательство Российской Федерации устанавливает множество вариантов предоставления в пользование гражданину или организации земельных участков:

  • получение в собственность;
  • взятие в аренду;
  • сервитут;
  • наследуемое владение и т. д.

Каждый из этих вариантов имеет свои особенности. Однако, к сожалению, до сих пор встречаются случаи самовольного занятия земельного участка — использования земли лицом, не имеющим на то никаких прав. То есть когда нет ни договора, ни решения местного муниципалитета, ни постановления или другого акта федеральной или региональной государственной власти… На практике такие ситуации часто называют самозахватом.

Разумеется, мириться с такого рода действиями государство не собирается. Оборот земель — тема, которая находится в сфере особого внимания органов власти. Причин тут несколько, и первая из них — это стоимость объекта. Земля, как и любая другая недвижимость, достаточно дорогой объект, и собственнику в результате незаконного пользования может быть причинен немалый ущерб.

Кроме того, нужно учитывать и статус земель. К примеру, земли сельхозназначения — это фактически одна из основ самого существования населения в России: если земля не будет использоваться в сельхозпроизводстве, не будет пищи. Впрочем, если захвату подвергаются земли другого назначения, это немногим лучше, т. к. участок может относиться и к другой охраняемой категории.

За самовольное занятие земельного участка может наступать и ответственность по уголовному законодательству. Напрямую самозахват преступлением в России не является (в отличие от некоторых других постсоветских стран, Украины к примеру, где такая статья в УК была введена еще в 2007 году), однако если он оказался связан с совершением другого уголовно наказуемого деяния, виновному надо готовиться к наказанию по УК РФ.

Уголовная ответственность за самовольное занятие земельных участков может наступать в тех случаях, когда такие действия были, например, частью мошенничества (в этом случае виновный, в силу ст. 159 УК РФ) может лишиться свободы на срок до 2 лет, если он был один, либо до 6 лет, если преступление было совершено преступной группой или с использованием служебного положения).

Помимо этого, за самовольное занятие земельного участка ответственность по уголовному законодательству может наступить и в отношении особых видов преступлений, связанных с нарушениями правил оборота недвижимости. В частности, если самозахват сопровождался регистрацией незаконной сделки или умышленной подстановкой ложных данных в межевые документы, это будет отдельным составом преступления.

Важно отметить, что это всего лишь часть возможных преступлений, частью которых может быть самозахват земли. К сожалению, фантазия преступников весьма богата, поэтому такие действия вполне могут оказаться частью состава и многих других деяний, наказуемых в уголовном порядке.

  • для физических лиц – 2-5 тыс. рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – 25-50 тыс. рублей или временное приостановление коммерческой деятельности
  • для юридических лиц – 100-300 тыс. рублей или временное приостановление деятельности по решению суда сроком до 3-х месяцев.
Предлагаем ознакомиться:  На учет по беременности до 12 недель

Данный Законопроект предусматривает случаи, когда суд вправе изъять земельный участок, на котором были возведены несанкционированные здания и сооружения:

  • нецелевое использование данного земельного участка (например, строительство промышленных сооружений на сельскохозяйственной земле, тем самым нарушая плодородие почвы);
  • в процессе деятельности нанесение вреда экологии и окружающей среде;
  • неисполнение предписаний суда о приведений в норму возведенных сооружений;

Из этого следует, что государство не намеренно повально отбирать у граждан земельные участки и их дома, эта мера является крайней – при не соблюдении всех предписаний суда.

Как признать самострой собственностью

Для того, чтобы признать собственностью нелегальную застройку необходимы следующие факторы:

  1. земельный участок должен быть в собственности у застройщика;
  2. разрешение на строительство на данном участке;
  3. соответствие здания всем техническим нормам и правилам застройки;
  4. здание или сооружение не должно причинять вред окружающей среде и не нарушать права других людей.

Закон предусматривает легализацию самовольных построек в большинстве случаев, если они приведены в соответствие всем нормам и требованиям. 

  1. Таким образом, владелец здания обязан сообщить местным властям о том, что он намеривается построить, достроить или реконструировать уже имеющееся в собственности здание, с подробным описанием своих действий (проектной документацией).
  2. После рассмотрения всех документов чиновники уведомляют вас о своем решении.
  3. При положительном ответе вам дается право строить и реконструировать здание сроком до десяти лет.
  4. По окончании строительства необходимо подготовить тех. план. После завершения всех построек и составления проекта, оплаты государственной пошлины, администрация с помощью специальной комиссии проверяет соблюдение всех требований и норм законодательства, и только после этого вы получаете право зарегистрировать свое имущество
  5. Администрация самостоятельно отправляет запрос в Росреестр для постановки на учет недвижимости.
  6. Здесь же отмечено, что владелец нелегального здания, которое подлежит сносу, имеет право получить от местных властей компенсацию, в том случае, если собственник не знал, что здание, которое он приобрел, является самовольной постройкой. Компенсация равна рыночной стоимости снесенного объекта.

Все эти сложности, чаще всего, провоцируют человека не сообщать в административные органы о застройках на своем участке, так как не каждый может разобраться во всех тонкостях нашего законодательства и стойко пройти все процедуры регистрации.

Но каждый застройщик должен понимать, что невзирая на все сложности легализации, от ответственности перед законом никто не освобождается.

Узаконив самовольные постройки, вы можете быть уверенным, что вас не коснутся проблемы в виде штрафов и судебных исков. Так же владелец незаконной постройки должен быть готов к тому, что его застройкой могут заинтересоваться местные чиновники и прийти с проверкой. Причина для этой проверки может быть разной, включая жалобы недоброжелателей (соседей, конкурентов).

Что делать при самозахвате земли

Что следует делать, если право собственности на земельный участок оказалось нарушенным?

  • прежде всего проясните ситуацию и обратитесь к непосредственному нарушителю. Можно переговорить с ним устно, но лучше изложите свои претензии в письменном виде. Вручите один экземпляр нарушителю. Лучше отправьте письмо почтой, тогда на руках будет доказательство отправки ему претензии. Возможно, удастся решить конфликтную ситуацию на данном этапе путем мирных переговоров и все убытки собственнику будут возмещены. Нередки случаи последующего оформления права собственности на самовольно захваченный участок;
  • при неполучении ответа на претензию или отказе ее получателя устранить нарушения закона обращайтесь в государственные органы, которые уполномочены осуществлять контроль за использованием земель. Ими будет возбуждено административное дело, рассмотрены все обстоятельства правонарушения и принято по нему постановление;
  • после того как факт административного правонарушения будет засвидетельствован, займитесь вопросом возмещения причиненных вам убытков в результате незаконного использования земли. Подготовьте исковое заявление в суд с приложением к нему расчета причиненного вреда;
  • при наличии сомнений при определении границ участков не спешите обращаться в суд. Предварительно проверьте данные касательно спорных земельных участков в ЕГРН. Это поможет избежать предъявления необоснованных исков и затрат, связанных с ними.

Ответственность за самовольное строительство

Имейте в виду, что если речь идет о захвате неиспользуемой земли, принадлежащей государству, то вариантом разрешения конфликта может быть ее выкуп в свою собственность. Это возможно, если не установлено запретов на совершение сделок с ней. Определенные категории земель не допускается передавать никому в собственность.

Справедливости ради стоит отметить, что споры, связанные с самовольным захватом земель, не считаются простыми. Поэтому обратитесь к юристам, которые специализируются в области земельного права для получения квалифицированной консультации и помощи в положительном исходе гражданского дела.

Ведь наряду с Земельным кодексом РФ существует много законов и подзаконных актов, в которых несведущему человеку очень трудно будет сориентироваться.

Самовольное занятие земельного участка
— достаточно серьезное правонарушение, за которое по российскому законодательству предусматривается ответственность. О том, какова ответственность за это и что делать, если вы столкнулись с самозахватом земли, расскажет наша статья.

Санкции  за самовольные постройки

  1. Право принятия решения о сносе зданий/сооружений, самовольно построенных на садовых участках, передано только суду.
  2. Соответственно местная власть не вправе самостоятельно принуждать владельцев сносить сооружения без решения суда.
  3. Но если все же суд принял решение о сносе или реконструкции здания или сооружения, самовольно построенного на земельном (садовом) участке, то владелец обязан выполнить все предписания суда.
  4. В противном случае владелец участка понесет административную ответственность, в соответствии с Законопроектом № 301854-7 (Об эксплуатации самовольных построек и невыполнение судебного решения). 

Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек. Рассмотрим основные нововведения подробнее.

Вместо разрешения на строительство теперь потребуется проект организации работ по сносу.

Ответственность за самовольное строительство

Для осуществления сноса больше не нужно получать разрешение на строительство – вместо него необходимо представить проект организации работ по сносу с учетом технических условий по отключению объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовить такой документ сможет только специалист, имеющий необходимый допуск саморегулируемой организации. Конкретных требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства пока нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

При этом проект организации работ по сносу не потребуется, если речь идет о сносе гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или о сносе на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, а также о сносе сооружений вспомогательного использования (п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Очевидно, что указанные положения закона значительно облегчат процесс согласования сноса объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса объектов капитального строительства.

Снести объект капитального строительства сможет лицо, которое его построило, если у него есть необходимый допуск саморегулируемой организации, либо юридическое лицо, заключившее договор подряда на снос с правообладателем данного объекта или земельного участка, на котором расположен объект (ч. 4-5 ст. 55.

Чтобы приступить к сносу, необходимо уведомить уполномоченные органы о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее, чем за семь рабочих дней до начала работ. Подать соответствующее уведомление следует в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, – в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 9 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).

Предлагаем ознакомиться:  Порядок привлечения к административной ответственности федеральных судей

При этом в законе отдельно отмечено, что указанные положения не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства или реконструкции объекта капитального строительства (ч. 8 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ).

Ответственность за самовольное строительство

Уточнен круг лиц, имеющих право выявлять незаконные постройки.

В законе теперь четко оговорено, кто имеет право выявлять незаконные постройки. Такими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти в сфере:

  • государственного строительного надзора;
  • государственного земельного надзора;
  • государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
  • государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  • федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и подведомственных государственных учреждений (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Помимо этого, такое право предоставлено должностным лицам государственных учреждений, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющимся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, осуществляющим муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Все это, по моему мнению, качественно упорядочит правовое регулирование в данной сфере.

Конкретизирован порядок действий при выявлении незаконных построек.

При выявлении самовольно возведенной постройки или нецелевого использования земельного участка указанные выше органы смогут направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в орган местного самоуправления муниципального района (ч. 2 ст. 55.

1. Примет решение о сносе самовольной постройки, если она:

  • возведена или создана на земельном участке, на который нет правоустанавливающих документов. При этом необходимость наличия таких документов должна быть установлена законом на дату начала строительства объекта;
  • возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.

Гензель Виталий

2. Примет решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если:

  • она возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта;
  • в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство. Необходимость наличия этого разрешения должна быть установлена законом на дату начала строительства такого объекта.

3. Обратится в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

4. Направит уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть приняты в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).

Вместе с тем органы местного самоуправления в любом случае не смогут принять решение о сносе самовольной постройки либо о приведении ее в соответствие с установленными требованиями в отношении:

  • объекта недвижимого имущества, если право собственности на него зарегистрировано в ЕГРН;
  • объекта недвижимого имущества, если ранее суд принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе данной самовольной постройки;
  • многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Такие постройки могут быть снесены только по решению суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы после принятия соответствующего решения о сносе направляют уведомление об этом собственнику объекта недвижимости. Если же собственника объекта найти не удалось, они публикуют информацию об этом в СМИ и Интернете, а также на информационном щите в границах земельного участка, где расположена самовольная постройка (ч. 4-5 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Напомню, что срок для сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может составлять менее 3 месяцев и более 12 месяцев. А срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – менее 6 месяцев и более 3 лет (п. 4 ст. 222 ГК РФ).

Ответственность за самовольное строительство

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник объекта недвижимости не снесут самовольную постройку, органы власти осуществят снос за счет бюджета с последующим взысканием с указанных лиц затрат на снос (ч. 15 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Если давать оценку этим положениям, очевидно, что они позволят установить более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. Вместе с тем предоставленная органам местного самоуправления возможность решать вопрос о сносе постройки во внесудебном порядке может стать причиной злоупотреблений с их стороны.

Определен порядок прекращения прав на земельный участок под самовольной постройкой.

Нововведения предполагают, что права на земельный участок под ранее существовавшей самовольной постройкой прекращаются путем одностороннего отказа от договора аренды, прекращения права постоянного бессрочного пользования или изъятия земельного участка по решению суда (п. 4-7 ст. 46 Земельного кодекса).

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:

  1. Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
  2. Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
  3. Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.

Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.

Урегулирование проблем, связанных с самозахватом

В том случае, если вы столкнулись с самозахватом вашей земли, алгоритм действий должен быть примерно следующим:

  1. Обратиться к захватчику. Наилучший вариант здесь — это подать претензию в письменном виде, сохранив доказательства того, что документ посылался (например, отправить ее по почте письмом с описью вложения). Если повезет, то на этой стадии можно заключить соглашение с обоюдной выгодой: либо официально оформить передачу участка, либо мирно договориться о компенсации.
  2. Если ответа на претензию не последовало либо нарушитель отказался компенсировать убытки, следует обратиться с жалобой в компетентный государственный орган, занимающийся надзором за землей. Им может быть Россельхознадзор (если речь идет о землях сельхозназначения), Росреестр (если нарушение связано с порядком регистрации участков) или Росприроднадзор (если для участка предусматривается особый режим использования).
  3. После того как решение по административному делу вынесено, можно подавать гражданский иск в суд и требовать как возврата имущества, так и взыскания убытков.
  4. В некоторых случаях может потребоваться дополнительное межевание либо проверка данных, содержащихся в ЕГРН, о границах участка. Это необходимо для того, чтобы определить, был ли самозахват вашей земли или вы необоснованно считаете своей землю, которая реально вам не принадлежит.
Предлагаем ознакомиться:  Незаконная реконструкция нежилого помещения ответственность

Ответственность за самовольное строительство

В том же случае, если захвату оказалась подвергнута земля, находящаяся в собственности государства или муниципалитета, урегулирование проблемы возможно путем ее выкупа. Во многих случаях это допускается, однако надо помнить: далеко не все земли, находящиеся в государственной собственности, могут быть приватизированы или выкуплены. Более того, в ряде случаев статус объекта это прямо запрещает.

В целом же, если вы столкнулись с фактом самозахвата, мы рекомендуем обратиться к компетентному специалисту в области земельного права. В этой области довольно много взаимосвязанных актов, принятых как на федеральном, так и на региональном или местном уровне, поэтому велик риск ошибки.

Самовольно возведенные строения — не редкость для сегодняшней России. В то же время правовой статус таких объектов определен в законодательстве весьма расплывчато. Отсюда возникает ряд сложностей с оборотом самовольных построек и оформлением права собственности на них.

В соответствии с пунктом 1 ст. 222 ГК РФ под самовольной постройкой понимается недвижимое имущество (жилой дом, другое строение, сооружение и проч.), созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке;

На ее создание не была получена необходимая разрешительная документация;

Самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил;

В результате возведения указанной постройки происходит нарушение прав и охраняемых законом интересов других лиц либо возникает угроза жизни и здоровью граждан.

При этом достаточно наличия одного из перечисленных признаков, чтобы строение приобрело статус самовольного.

Главное правовое последствие самовольной постройки состоит в том, что лицо, ее осуществившее, не приобретает права собственности на нее. Оно является лишь собственником материалов, израсходованных при застройке. Самовольная постройка не считается недвижимостью и не подлежит государственной регистрации. Сделки, направленные на распоряжение ею, ничтожны как противозаконные (ст. 168 ГК РФ).

По своей правовой сути самовольная постройка — это гражданское правонарушение, ибо, как подчеркивает законодатель в пункте 1 ст. 222 ГК РФ, виновный в данном деянии игнорирует требования закона и иных правовых актов или при землеотводе (строит на участке, не предназначенном для этих целей), или при подготовке к строительству (не получает необходимые разрешения), или в процессе самого строительства (не придерживается строительных и градостроительных норм и правил).

Однако статья 222 помещена в гл. 14 ГК РФ «Приобретение права собственности», в которой, строго говоря, речь должна идти о деятельности исключительно правомерной, поскольку она служит основанием приобретения такого «сильного» вещного права, как право собственности. Может быть, законодатель рассматривает самовольную постройку как одно из оснований возникновения права собственности?

Безусловно, данное предположение ошибочно: таким основанием должна являться исключительно правомерная деятельность, направленная на создание новых вещей (в том числе недвижимых), а ее гражданско-правовым последствием, как подчеркивается в пункте 1 ст. 218 ГК РФ, становится приобретение права собственности на новую вещь у лица, ее создавшего.

В настоящее время как гром среди ясного неба прозвучали новости о сносе домов в одном из поселков московской области. Скандал разгорелся из-за того, что в 50-е гг. XX в. на территории парка «Москворецкий» садоводческому товариществу были выделены небольшие участки земли под «коллективные яблоневые сады» для огороднических целей без права строить на этой земле дома.

Однако это право было нарушено: территория застраивалась, и уже в 70-е гг. были вынесены первые постановления о сносе зданий. Следует отметить, что поселок, образовавшийся на этом месте, был основан согласно Постановлению Совмина СССР от 1955 г. «О дальнейшем развитии садоводства и виноградарства рабочих и служащих».

По информации департамента Росприроднадзора, поселок занимает 5,53 гектара городской земли, принадлежащей ГПУ «ПИП Москворецкий» и 29,64 гектара федеральной земли, находящейся в постоянном бессрочном пользовании ФГУП «Канал имени Москвы». Непосредственно крупный скандал вокруг поселка разгорелся уже в 2006 г.

природно-исторического парка «Москворецкий», природно-исторического парка «Останкино» и комплексного заказника «Петровско-Разумовское» была организована особо охраняемая природная территория (ООПТ) парк «Москворецкий», в которую вошли и эти земли. Однако с 1998 г. переоформления земельно-правовых отношений до сих пор не произошло.

И как быть в этой ситуации? Многие дома строились еще до 1998 г. И не может такого быть, что целый поселок мог быть построен без согласования с действующими властями. Сейчас же складывается ситуация, при которой жители оказались заложниками действующих законов, в данном случае повернутых в пользу чиновников, а не граждан.

Как отмечалось выше, законодательство достаточно жестко определяет правовые последствия самовольного строительства. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Несмотря на ситуацию, сложившуюся в настоящее время, в практике достаточно редкими остаются случаи, когда суд обязывает лицо, осуществившее самовольную постройку, ее снести.

Зачастую суд, отказывая в удовлетворении иска о признании права собственности, не накладывает на истцов обязанности постройку снести. Кроме того, решая вопрос о сносе самовольной постройки, суду необходимо установить, что лицо, к которому это требование предъявляется, произвело постройку. Здесь истцов ожидают серьезные осложнения, максимальными они бывают тогда, когда не согласовывалось вообще никаких проектов, планов, не подавалось заявлений о разрешении на строительство и т.д.

Если никто ничего не оформлял, доказательства могут подтверждать лишь сами строительные действия. Однако, как правило, такие возможности в силу разных причин отсутствуют — к примеру, потому, что строительство бывает окончено до того, как истец приобретает землю, где возведена постройка. Другой сложностью в обязании снести самовольную постройку является факт ее передачи другому лицу, т.е.

С учетом этого в статью 222 ГК РФ следует включить следующую норму: факт эксплуатации самовольной постройки предполагает, что использующее постройку лицо само возвело ее, пока не будет доказано обратное. Кроме того, необходимо включить и норму о том, что требование о сносе может быть предъявлено к лицу, которое эксплуатирует строение, но не строило его, указав в то же время, что оно имеет право регресса к тому, от кого получило самовольную постройку.

«Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку». Подобное гражданско-правовое последствие иначе как неожиданным не назовешь. Тем не менее оно установлено и действует. Более того, это исключение незаметно стало правилом.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector