Консультация юриста
Назад

Процедура установления публичного сервитута

Опубликовано: 20.01.2020
0
2

Для чего устанавливается?

Вопросы, связанные с

регламентируются Земельным и Гражданским законодательством Российской Федерации. Закон разрешает абсолютно любому собственнику недвижимого имущества требовать от обладателя смежного участка возможность ограниченно использовать его по назначению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

На основании этого заключения можно сделать вывод о том, что сервитут является не только обременением, но и вещным правом, которое может иметь как временный, так и постоянный характер.

Однако устанавливаться такой вид обременения на земельный участок может только при наличии соответствующих оснований. Всего их три:

  1. Это изданный акт Российской Федерации, который имеет нормативно правовой характер.
  2. Акт, который издан субъектом Российской Федерации.
  3. И наконец, локальный акт от органа местного самоуправления, который тоже имеет нормативный характер.

При этом, основные условия установления сервитута заключаются в том, что он не должен мешать собственникам распоряжаться своим земельным наделом.

У введения сервитута на земельный участок есть несколько целей, для обеспечения достижения которых он устанавливается. Рассмотрим самые основные:

  • Беспрепятственный проезд или проход через участок.
  • Возможность проведения дренажных работ.
  • Осуществление рыболовства, охоты.
  • Возможность получения неограниченного доступа к прибрежной полосе.
  • Временное использование для проведения исследований или иных изыскательских работ.
  • Возможность прогона скота на прямую через участок.

Основания

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов — в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01.09.2018г.) публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;4) проведения дренажных работ на земельном участке;5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ

В редакции, действующей с 1 сентября 2018 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:

  • пп. 2 «использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры»
  • пп. 9 («временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ».
  • добавлен пп. 8 («использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса»).

Сервитут на отдельно взятом земельном отделе может устанавливаться только при соблюдении соответствующих оснований, а именно наличия соответствующего нормативно правового акта, который разрешает установление подобного обременения на наделе. Автором этого акта может быть:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Субъект Российской Федерации.
  3. Федеральные органы власти.

Существуют и некоторые нюансы, которые станут прямым препятствием даже при наличии соответствующих оснований:

  • Если собственник не может воспользоваться своим земельным наделом, он имеет право обратиться в соответствующие органы государственной власти. К ним он предъявляет требование о том, чтобы изъять земельный надел, используя выкуп за разумную стоимость.
  • Также, на орган государственной власти ложатся обязанности по возмещению всех причиненных убытков собственнику.
  • Также, есть другой выход из ситуации. Например, в замен может быть предоставлен равноценный по стоимости, параметрам, и внешним характеристикам земельный надел.

Важно! И ещё одно важное основание – это возможность проведения публичных слушаний. Ведь публичный сервитут может быть установлен только по факту их проведения.

Подробнее об основаниях для возникновения сервитута мы рассказывали тут.

Когда процедура не может проводиться?

В зависимости от места вашего проживания, а также от самого земельного надела, зависит и орган, который будет принимать решение о возможности или невозможности установки публичного сервитута.

где бумаги будут рассматриваться специально созданной комиссией.

Например, возьмём Пензенскую область. Документы, которые позволяют получить разрешение об установлении сервитута будет выдавать местное правительство. А значит, рассматривать обращение будут органы местного самоуправления.

Тоже самое касается и других субъектов Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли вернуть тонометр в аптеку с чеком

Важно! Если речь идёт о более маленьком объекте или населенном пункте, то в таком случае нужно ехать в местную администрацию с целью получить разрешение или направление в областной орган власти для того, чтобы обращение была рассмотрено.

  1. Публичный сервитут не может быть установлен в случае, если не были произведены изыскательские работы, чётко не установлены границы участка.
  2. Также, публичный сервитут не может быть установлен в ситуации, когда земельный надел уже отдан кому-либо в сервитут.
  3. Так, запрещается установка и применение сервитута в случае, если не была проведена процедура соответствующей регистрации или в ней было отказано по каким-либо причинам.

Публичный сервитут – это мера обременения, которая имеет массу нюансов. Поэтому, прежде чем начинать сбор пакетов документов и собираться обращаться в местную администрацию с целью получения надела в использование в виде сервитута, помните о том, что вы можете столкнуться с огромным количеством нюансов, с которыми стоит познакомиться заранее, чтобы обезопасить себя от негативных моментов.

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2018 года).

«Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке».

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории — проекта межевания.

(Решение Совета депутатов городского округа Щербинка МО от 23.03.2012 N 404/91 «Об утверждении Правил землепользования и застройки части территории городского округа Щербинка Московской области»)

Предлагаем ознакомиться:  Порядок взыскания долга судебными приставами по решению суда

Публичный сервитут —  право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

(статья 1 Правил землепользования и застройки города Кирова, утвержденных решением Кировской городской Думы от 29.04.2009 N 28/10)

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

(«Временные Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут», утвержденные Росземкадастром 17.03.2004 года (впоследствии признанные недействующими решением Верховного Суда РФ от 18.12.2014 N АКПИ14-1093)

Лица, имеющие право ходатайствовать

Статья 39. 40 Земельного кодекса перечисляет лиц, которые имеют право ходатайствовать об установлении публичного сервитута на земельном наделе:

  1. Таким правом обладает организация, которая является естественной монополией. У публичного сервитута появляется возможность для размещения различных сооружений инженерной направленности, которые позволят осуществить деятельность субъекта.
  2. Организации связи, которые хотят разместить сооружения и линии, которые необходимы для проведения изыскательских работ.
  3. Владельцы объекта транспортной инфраструктуры, который имеет местное, Федеральное и региональное значение.
  4. Организация, которая подала ходатайство об изъятии земельного надела для нужд муниципальных или же государственных нужд. Сюда относится возможность реконструкции инженерного сооружения, и так далее.
  5. А также иные лица, которые уполномочены различными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов, органами местного самоуправления осуществлять деятельность, которая должна обеспечить установление публичного сервитута.

Обладатель сервитута имеет целый комплекс прав и обязанностей, к которым должен относиться очень серьезно. В противном случае, соглашение будет расторгнуто и лицо более не сможет использовать сервитут в качестве меры достижения своих целей.

Права и обязанности обладателя публичного сервитута установлены статьей 39. 50 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой:

  1. Обладатель публичного сервитута имеет право приступить к осуществлению использования земельного надела с момента заключения соглашения.
  2. Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных наделов, который является государственной или муниципальной собственностью, то обладатель публичного сервитута может использовать надел только после того, как будет внесена соответствующая оплата.
  3. Лицо имеет право получить доступ к земельному наделу.
  4. Осуществлять на его территории строительные работы или реконструкцию.
  5. Может складировать, осуществлять доставку или наоборот, вывоз строительных материалов.
  6. Есть возможность осуществлять консервацию или наоборот, снос сооружений.
  7. Когда на участке расположены какие-либо недвижимые объекты и постройки, то обладатель сервитута также приобретает права на данные вещи, если иное не установлено соглашением между сторонами.

Однако, никто не отменял обязанностей:

  1. Ну например, обладатель сервитута должен содержать участок в том состоянии, которое бы характеризовало его пригодным для использования.
  2. Если обладателем сервитута были построены какие-либо объекты, то по факту окончания использования они должны быть снесены.
  3. Также, обладатель сервитута имеет право отказаться от его установки в любое время.

Подробнее о том, как обладатели сервитута могут распоряжаться землей, каковы их обязанности и права, мы рассказывали тут.

Оплата за публичный сервитут осуществляется в соответствии с соглашением. Это значит, что денежные средства должны поступать раз в месяц или ежегодно, в зависимости от условий, которые были оговорены ранее. Но в соглашении также устанавливается конкретная сумма, которая характерна 0, 01 процента от кадастровой и рыночной стоимости.

А вообще, вопросы платы за публичный сервитут установлены статьей 39. 46 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой обладатель обременения должен вносить плату в обязательном порядке. Как правило, это единовременный платёж или совокупность периодических платежей. Однако, стороны могут установить порядок по собственному желанию.

Плата, как правило, рассчитывается прямо пропорционально площади использования земельного надела, который расположился в установленных границах.

Если период был установлен больше, чем на 3 года, то проценты повышаются до 0, 1 от кадастровой стоимости надела.

Если в отношении земельных участков кадастровая стоимость было определена, размер оплаты за сервитут будет рассчитывается в соответствии с пунктами 4, 3 данной статьи. Будет применён сравнительный метод, в ходе которого будут сравнивать аналогичные участки, расположенные в данном населённом пункте.

О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок можете узнать из этого материала.

Как установить?

Для того, чтобы стать обладателем публичного сервитута, необходимо выполнить ряд пошаговых действий.

Предлагаем ознакомиться:  Нарушение правил пдд сплошная линия

О нюансах установления публичного сервитута мы также рассказываем в специальной статье.

Ходатайство

В первую очередь подается ходатайство об установлении публичного сервитута. Ходатайство должно быть составлено по установленному образцу. Найти его не составит труда. Для этого нужно явиться в орган местного самоуправления или власти субъекта, и попросить для ознакомления образец.

  1. Ходатайство заполняется на основании нормативно-правовых документов, правовых данных об организации и её представителей.
  2. Также, указывается основная техническая и правовая информация об интересующем участке.
  3. После того, как ходатайство было составлено, оно передаётся в канцелярию субъекта или органа местного самоуправления.
  4. Лицу оставляется копия, а также справка, которая соответствует дате подачи ходатайства.
  5. Сам документ отправляется на рассмотрение.

Какая основная информация должна быть указана в данном документе:

  1. Срок действия сервитута.
  2. Информация о лицах, которые хотят установить обременение.
  3. Информация об участке, где будет установлен сервитут.
  4. Цель, которая преследуется.
  5. Сведения о собственниках.

Публичный сервитут и общественные слушания

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение «общественности», полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.

Обжалование постановления

Если установление публичного сервитута как-либо нарушает чьи-либо права и законные интересы, то как представители сторон, так и третьи лица могут обратиться за защитой своих прав в судебную инстанцию.

Предварительно нужно составить иск, в соответствии с которым суд будет знакомиться с деталями дела. После того, как будет установлена причина обращения в судебную инстанцию, назначат дату разбирательства. Представители сторон, а также третьи лица и все причастные к установлению сервитута, должны явиться в зал заседаний в указанное время.

Срок

Статья 39.5 Земельного кодекса устанавливает срок публичного сервитута. В соответствии с этой нормой, срок зависит от некоторых ограничений.

  • Сервитут устанавливается на 10-49 лет в случае, если публичный сервитут предусмотрен пунктами статьи 39.37 Земельного кодекса (на нем будут располагаться инженерные соединения, электросети и так далее).
  • Если требуется произвести строительство или реконструкцию для проезда транспорта, то срок использования сервитута будет соответствовать сроку строительства.
  • Срок использования менее одного года будет устанавливаться в случае, если имеют место цели, предусмотренные подпунктами 5 статьи 39. 37.

О том, на какие сроки может устанавливаться сервитут, мы рассказывали здесь.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ («Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности») введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).  Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Кроме того, что с 1 сентября статья 23 ЗК РФ изложена в новой редакции, внесены и другие существенные изменения.

В случае, если после заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен публичный сервитут в соответствии с главой V.7 настоящего Кодекса, арендатор вправе требовать внесения изменений в договор аренды земельного участка в части увеличения срока этого договора на срок, в течение которого использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением публичного сервитута…

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Соразмерная плата за сервитут

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

«Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Исковое заявление об установлении сервитутаИсковое заявление о прекращении сервитутаИсковое заявление об установлении или изменении платы за сервитут

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector