Консультация юриста
Назад

Разрешение конфликта — Студопедия || Разрешение споров и конфликтных ситуаций возникающих между собственниками

Опубликовано: 15.03.2020
0
2

Раздел 5. Общие основы педагогики

5.1.
Основные этапы развития педагогической
науки.

5.2.
Предмет педагогики. Ее связь с другими
науками. Система педагогических наук.
Основные методологические принципы
педагогики, ее методы и категории.

https://www.youtube.com/watch?v=https:

5.3. Образование в
современных условиях как механизм
развития личности. Основные функции
образования и соответствующие им модели
образования. Мировые образовательные
тенденции.Особенности системы
образования в Республике Беларусь.

5.4.
Обучение как целенаправленный процесс
развития личности. Структура учебной
деятельности: учебно-познавательные
мотивы, цели, задачи и учебные действия.

5.5.
Воспитание
как целенаправленное воздействие на
личность с целью формирования у нее
определенных психических и личностных
качеств.

5.6.
Принципы и содержание семейного
воспитания. Роль и функции семьи в
развитии, воспитании, социализации
личности. Виды и типы семей, особенности
их влияния на воспитание детей. Пути,
средства и условия успешного воспитания
в семье.

Ключевые
слова:
дидактика,
методы, категории, принципы педагогики,
образование, обучение, воспитание,
социализация, индивидуализация,
социальное пространство.

Основные требования к написанию, оформлению и предоставлению контрольной работы студентами заочной формы обучения

Начиная
с древних времен человек опытным путем
приобретал знания в области воспитания,
обучения, образования. Эти знания и опыт
передавали от поколения к поколению в
виде обычаев, традиций и других житейских
правил. Многие из них нашли отражения
в поговорках и пословицах, сказаниях и
анекдотах, мифах и легендах (например,
«Яблоко от яблони недалеко падает»,
«Повторение – мать учения», «Век живи
– век учись» и т. д.

Разрешение конфликта — Студопедия || Разрешение споров и конфликтных ситуаций возникающих между собственниками

), которые легли в
основу народной педагогики. Однако
житейский опыт, народная педагогика не
могли заменить книги, школу, учителей,
науки. Поэтому, не отвергая народную
мудрость и опыт воспитания, педагогическая
наука опирается на них, отвечая на
вопросы: почему и какие происходят
изменения в развитии человека под
влиянием обучения и воспитания; как
управлять процессом развития личности?

Свое
название педагогика
получила от греческого слова «пейдагогос»
(«пейда» – дитя, «гогос» – веду), которое
означает «детоводство».

В
Древней Греции педагогами называли
рабов, представленных к детям господ.
Они обязаны были сопровождать их в
школу, прислуживать им на занятиях.
Позже педагоги – это уже вольнонаемные
люди, которые занимались наставлением,
воспитанием и обучением детей. Первые
учителя получили название «мастера»,
которые учили детей «книги писати и
учиби ученики грамотные хитрости».

Первые
мысли о необходимости обучения и
воспитания мы находим в трудах философов
Древней Греции и Древнего Рима: Демокрита,
Сократа, Платона, Аристотеля, Квинтилиана,
Плутарха и др.

В
эпоху Средневековья педагогические
идеи развивались в рамках христианского
богословия. Появляются монастырские и
приходские школы. В эпоху Возрождения
и реформации с развитием ремесел и
торговли появилась острая необходимость
в удовлетворении запросов новых сословий
в грамотности и практических знаниях.

В
ХIII в. в Западной Европе открываются
первые университеты. Появляются новые
методы обучения, основанные на наглядности,
изучении реальной действительности
(игры, экскурсии, уроки на природе).
Педагоги эпохи Возрождения отказывались
от суровой палочной дисциплины,
характерной для средневековой школы.

В
этот период педагогические идеи
обосновывали и развивали такие гуманисты,
как Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле,
Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

Отцом
педагогики принято называть чешского
мыслителя и педагога Яна Амоса Коменского
(1592 – 1670), который закрепил статус
педагогики как науки. В главном труде
своей жизни «Великая дидактика» он
заложил новую систему образования, с
главными идеями «учить всех всему»,
обучение детей на родном языке. Коменский
сформировал основные принципы дидактики.

В
ХVII–ХIХ вв. в категорию педагогики вошли
имена таких западноевропейских мыслителей
и педагогов, как Дж. Локк, Д. Дидро, Ж. Ж.
Руссо, Ф. Вольтер и др.

Разрешение конфликта — Студопедия || Разрешение споров и конфликтных ситуаций возникающих между собственниками

Большой вклад в
развитие педагогической мысли России
внесли М. Ломоносов, К. Ушинский, П.
Лесгафт.

Проблемами
воспитания и обучения в советской
педагогике занимались Н.Крупская, С.
Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский, а
также белорусские педагоги Л. Коломинский,
И. Фурманов, И. Харламов, И. Казимирская
и др.

  1. Текст
    работы не должен вызывать затруднений
    при чтении (должен быть читабельным).
    В противном случае – работа не
    рецензируется, а возвращается для
    надлежащего оформления.

  1. Контрольная
    работа должна содержать титульный
    лист, на котором в обязательном порядке
    необходимо указать следующее:


название вуза (УО «ВГТУ»);


название кафедры, за которой закреплена
учебная дисциплина;


название дисциплины (без сокращений в
соответствии с учебным планом);


номер (вариант) контрольной работы и
тема;


факультет: заочный или заочный (сокращенная
форма);


группа;


фамилия и инициалы студента;


номер зачетной книжки;


почтовый индекс и полный почтовый адрес
студента, на который, в случае необходимости,
работа высылается для доработки.

При
смене фамилии в течение семестра на
титульном листе контрольной работы
должна быть указана как новая, так и
старая фамилия студента (в скобках).

  1. Вторая
    страница контрольной работы – план
    (содержание) темы.

  2. Последующие
    страницы раскрывают содержание вопросов
    темы.

  3. Последняя
    страница отражает список используемых
    источников (литература).

  1. Студенты
    выполняют контрольные задания согласно
    учебным планам по соответствующей
    дисциплине – Основы психологии и
    педагогики – и сдают работу в деканат
    (иногородние высылают по почте) не
    позднее 10 дней до начала экзаменационной
    сессии
    ,
    определяемой
    графиком текущего учебного года.

(Данные
требования взяты из ПОЛОЖЕНИЯ о курсовых
и контрольных работах студентов заочной
формы обучения УО «ВГТУ», утвержденного
приказом ректора № 210 от 30.04.2010 г.).

(Образец оформления
титульного листа контрольной работы)

Министерство
образования Республики Беларусь

Учреждение
образования

«Витебский
государственный технологический
университет»

Кафедра истории
и права

Контрольная работа

по дисциплине
«Основы психологии и педагогики»

Предлагаем ознакомиться:  Суды рассматривающие уголовные дела

Словарь терминов

Дидактика
– отрасль педагогики, разрабатывающая
теорию образования, обучения, а также
воспитания в процессе обучения.

Мотивация
– побуждения, вызывающие активность
личности и определяющие ее направленность.

Воспитание
– целенаправленный и организованный
процесс формирования личности.

Метод
воспитания
– способ взаимосвязи данной деятельности
воспитателя и воспитанника по формированию
определенных взглядов, убеждений,
навыков и привычек поведения.

Цель
воспитания
– совокупность свойств личности, которые
стремятся сформировать общество.

Стимул
– высшее воздействие на личность,
коллектив с целью активизации определенной
деятельности.

Индивидуальность
– человек,
характеризуемый со стороны своих
социально значимых отличий от других
людей; своеобразиепсихикииличностииндивида,
ее неповторимость.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Личность
– 1) человек как субъект социальных
отношений и сознательной деятельности;
2) определяемое включенностью в социальные
связи системное качество индивида,
формирующееся в совместной деятельности
и общении.

Развитие личности
– процесс закономерного изменения
личностикак системного качестваиндивидав результате егосоциализации.

Половые роли
— дифференциация деятельности,статусов,
прав и обязанностей индивидовв зависимости от их половой принадлежности.

Маскулинность
и фемининность
(от лат. masculinus – мужской и femininus – женский)
– нормативные представленияо соматических, психических и поведенческих
свойствах, характерных для мужчин и для
женщин.

Направленность
личности –
совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельностьличности и относительно независимых
от наличных ситуаций; характеризуется
ееинтересами,склонностями,убеждениями,
идеалами, в которых выражаетсямировоззрение
человека.

Я
– понятие, выражающее результат выделения
человекомсамого себя из окружающей среды,
позволяющий ему ощущать себясубъектомсвоих физических ипсихических
состояний,действийи процессов, переживать свою целостность
и тождественность с самим собой – как
в
отношении своего прошлого, так настоящего
и будущего.

Литература

  1. Березовин,
    Н. А. Основы психологии : учеб. пособие
    / Н. А. Березовин [и
    др.].
    – Минск : Новое знание, 2004.

  2. Бордовская,
    Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А.
    Реан. – Санкт-Петербург, 2006.

  3. Бороздина,
    Г. В. Основы психологии и педагогики
    учебное пособие / Г. В. Бороздина. –
    Минск, «БГЭУ», 2004.

  4. Василькова,
    Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций
    / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. –
    Москва, 2000.

  5. Жук, О. Л. Педагогика
    : учеб.-метод. комплекс для студентов
    пед. специальностей / О. Л. Жук. – Минск,
    2003.

  6. Ключников,
    С. Семейные конфликты: практика решения
    / С. Ключников. – Санкт-Петербург : Питер,
    2002.

  7. Мудрик,
    А. В. Социальная педагогика : учеб.
    пособие для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик.
    – Москва, 2000.

  8. Смирнов,
    С. М. Педагогика и психология высшего
    образования : учеб. пособие. / С. М.
    Смирнов. – Москва : Академа, 2005.

  9. Шнейдер,
    Л. Б. Психология семейных отношений :
    курс лекций : учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер.
    – Москва,
    2000.

  1. Березовин,
    Н. А. Основы психологии и педагогики :
    учеб. пособие / Н. А. Березовин, В. Т.
    Чепиков, М. И. Чеховских. – Минск, 2004.

  2. Бороздина,
    Г. В. Основы психологии и педагогики :
    учеб. пособие / Г. В. Бороздина. – Минск,
    2004.

  3. Вайнштейн,
    Л. А. Общая психология : учеб. пособие /

    Л. А. Вайнштейн [и др.]. – Минск, 2005.

  4. Годфруа,
    Ж. Что такое психология : в 2 т. / Ж. Годфруа.
    – Москва, 2004.

  5. Ефимова,
    Н. С. Основы общей психологии : учебник
    /
    Н. С. Ефимова. – Москва, 2007.

  6. Кроль,
    В. М. Психология и педагогика : учеб.
    пособие для студ. техн. вузов / В. М.
    Кроль. – Москва, 2001.

  7. Маклаков,
    А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков.
    – Санкт-Петербург, 2001.

  8. Немов,
    Р. С. Общая психология : краткий курс /
    Р. С. Немов. – Санкт-Петербург, 2009.

  9. Петровский,
    А. В. Психология : учебник для студ. вузов
    /
    А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. –
    Москва, 2001.

  10. Пронина,
    Е. Н. Психология и педагогика : учебник
    для вузов / Е. Н. Пронина, В. В. Лукашевич.
    – Москва, 2004.

  11. Психология
    : курс лекций : в 2 ч. / под общ. ред. И. А.
    Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А.
    Вайнштейна. – Минск, 2002. – Ч. 1.

  12. Психология
    : учеб. для техн. вузов / под общ. ред. В.
    И. Дружинина. – Санкт-Петербург, 2000.

  13. Рубинштейн,
    С. Л. Основы общей психологии / С. Л.
    Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 2008.

  14. Чеховских, М. И.
    Основы психологии / М. И. Чеховских. –
    Минск, 2002.

Требования к написанию и оформлению контрольных работ

Тема 1 .
Социально-психологический климат группы

  1. Понятие
    психологического климата.

  2. Психологическая
    совместимость.

  3. Признаки
    благоприятного и неблагоприятного
    психологического климата в группе.

  4. Пути
    оптимизации социально-психологического
    климата группы.

Задания по
формированию практических компетенций

  1. Опишите
    социально-психологический климат в
    вашей студенческой группе (или в рабочей
    группе).

  2. Дайте
    рекомендации: что, на Ваш взгляд,
    необходимо делать, чтобы повышать
    эффективность совместной деятельности
    группы и формировать её сплочённость?

Тема 2. Динамические
процессы в группе

  1. Определение
    «групповая динамика».

  2. Характеристика
    динамических процессов в группе.

  3. Лидерство
    и руководство в группе.

  4. Влияние
    группы на личность.

  1. Составьте
    психологический портрет лидера
    студенческой группы.

  2. Подберите
    жизненные ситуации, иллюстрирующие
    конформное поведение человека в группе,
    и ответьте на вопрос: конформизм – это
    хорошо или плохо?

  3. Пришло
    время сдавать экзамен по психологии.
    Как Вы думаете, лучше сдавать экзамен
    вместе с вашей группой или один на
    один с преподавателем? Объясните свой
    выбор. Как группа воздействует на
    поведение человека?

Тема 3. Основные
социальные процессы и поведение
человека

  1. Социальное
    научение и подкрепление.

  2. Социальный
    контроль.

  3. Социальная
    фасилитация.

  4. Просоциальное
    и асоциальное поведение.

  1. Приведите
    примеры просоциального поведения
    человека. Ответьте на вопрос: почему
    люди помогают друг другу?

  2. Предложите
    рекомендации по теме «Профилактика
    асоциального поведения в семье».

Тема
4 . Общение как социально-психологическое
явление

  1. Феномен
    общения в современной психологии.

  2. Общение
    как коммуникация.

  3. Общение
    как социальная перцепция.

  4. Общение
    как интеракция.

  1. Подберите
    жизненные ситуации, иллюстрирующие
    различные виды общения. Занесите данные
    в таблицу:

Вид
общения

Пример жизненной
ситуации

  1. Разработайте
    памятку для сотрудников «Эффективная
    коммуникация на работе».

Предлагаем ознакомиться:  О выселение и снятие с регистрационного учета

Тема
5. Возникновение и формирование
межличностных отношений

  1. Межличностные
    отношения и их характеристика.

  2. Виды
    межличностных отношений.

  3. Уровни
    взаимоотношений.

  4. Пути
    оптимизации межличностных отношений
    в семье и профессиональной жизнедеятельности.

  1. Как
    Вы считаете, существует ли «мужская»
    и «женская» дружба? Выразите и опишите
    научную и свою точку зрения.

  2. Дайте
    ответ на следующий вопрос: «Как вы
    будете использовать знания по этой
    теме для оптимизации ваших отношений
    со студентами своей группы?»

Тема
6. Конфликты в организации

  1. Служебный
    конфликт (конфликт в организации) и его
    характеристика.

  2. Классификация
    конфликтов в организациях: конфликт
    «личность – личность», конфликт «
    группа – группа», конфликт «группа –
    личность».

  3. Способы
    конструктивного решения конфликтов в
    организациях.

  1. Составьте
    перечень типичных конфликтных ситуаций
    в студенческой группе и предложите
    алгоритм разрешения этих ситуаций.

  2. Подберите
    афоризмы, цитаты о конфликте.
    Прокомментируйте наиболее понравившийся
    Вам афоризм.

  3. Найдите
    образ героя в художественной литературе,
    подходящий под описание какого-либо
    типа конфликтной личности и дайте ему
    характеристику.

Тема
7. Общение как основная сфера
жизнедеятельности личности

1.
Общение — ведущий фактор развития
личности.

2.
Мир общения: материально-практический,
духовно-информационный, практическо-духовный.

3.
Общительность как качество личности.

4.
Деструктивное общение личности. Факторы,
дезорганизующие общение.

5. Продуктивное
общение.

  1. Приведите примеры
    техник продуктивного общения.

  2. Разработайте
    правила эффективного педагогического
    общения в системе «студент-преподаватель».

Тема
8. Игра как специфическая форма жизни
человека

  1. Роль
    игры в жизни человека.

  2. Важнейшие
    атрибуты игры: юмор, смех, пародия,
    гипербола, открытость отношений.

  3. Игра
    как педагогическое явление.

  4. Игра
    как средство реализации активности
    личности.

  1. Дайте
    характеристику игр современного
    взрослого человека. Что заставляет
    играть взрослого человека?

  2. Приведите
    примеры типично мужских игр и игр, в
    которые играют женщины.

Тема
9. Творческий потенциал личности

  1. Объективное
    и субъективное творчество личности.

  2. Мотивация
    творчества.

  3. Личностные
    качества творческой личности.

  4. Процессуальные
    характеристики творчества.

  5. Технологии
    развития творческого потенциала
    личности.

  1. Дайте характеристику
    творческого состояния личности. Какое
    оно?

  2. Опишите
    проявления творчества студентов в
    учебной деятельности.

Тема
10. Самообразование и самовоспитание

  1. Самообразование
    как процесс самосовершенствования и
    саморазвития.

1.2.
Способы самообразования.

  1. Сущность
    самовоспитания.

2.1.
Технологии самовоспитания, ориентированные
на успех.

  1. Личностная и
    социальная зрелость как критерий
    эффективности самосовершенствования.

  2. Преодоление
    жизненных трудностей как барьеров
    личностного роста.

  1. Многие
    учёные, психологи ставили важные
    вопросы, определяющие философию жизни
    каждого человека. По Н.И. Козлову: ради
    чего, ради кого вы живёте? Куда, на что
    направлен ваш успех? Э. Фромм ставил
    подобный вопрос как выбор: «Иметь или
    быть?». А.П. Брег – ещё проще: «Жить,
    чтобы есть, или есть, чтобы жить?». Как
    ответы на эти вопросы соотносятся с
    процессом творческого самосовершенствования
    личности? Опишите свою точку зрения.

  2. Составьте
    программу по самообразованию и
    самовоспитанию для себя на текущий
    учебный год.

Контрольная
работа
– один из видов самостоятельной работы
в процессе обучения. Формируя у студентов
шаг за шагом умения и навыки самостоятельной
познавательной деятельности, она в то
же время способствует развитию
инновационных компонентов личности.
Написание контрольной работы по теме
курса ставит целью не только осмысление
и закрепление научной информации, уже
полученной студентами на лекциях и
семинарских занятиях, но и самостоятельное
первичное приобретение и расширение
знаний без участия преподавателя.

Кроме
того, работая самостоятельно с рядом
учебных пособий, студенты учатся
анализировать материал, тем самым
развивая свои аналитические способности.
Формирование данных умений и навыков
играет значительную роль в профессиональной
подготовке специалистов и в будущей
профессиональной деятельности.


группа;

Но только не без человека

Людвиг
Берне

4.1.
Межличностные отношения.

4.2.
Общение как социально-психологическое
явление.

4.3.
Виды общения.

4.4.
Понятие конфликта в современной
психологии.

4.5.
Виды конфликтов.

4.6.
Причины конфликтов в организации.

4.7.
Способы разрешения конфликтных ситуаций.

4.8.
Взаимодействие людей в малых группах.

Ключевые
слова:
аттракция, аффилиация, идентификация,
массовая коммуникация, межличностное
взаимодействие, межличностное общение,
межличностные отношения, межличностная
коммуникация, конфликт, конфликтная
ситуация, конфликтология, конфликтоген,
инцидент, компромисс, субъект конфликта,
предмет конфликта, обратная связь,
стереотипизация, рефлексия, эскалация
конфликта.

4.1 Межличностные отношения

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Человек
не может жить обособленно. На протяжении
всей своей жизни мы вступаем в контакт
с окружающими нас людьми, формируем
определённые взаимоотношения. Целые
группы людей образовывают связи между
собой, и, таким образом, каждый из нас
оказывается субъектом бесчисленных и
многообразных отношений. В этом
многообразии необходимо, прежде всего,
различать два основных вида отношений:
общественные и психологические отношения.

Общественные
отношения
– основа
существования общества, т.е. материальные,
экономические, политические, идеологические,
правовые и другие отношения, возникающие
как результат взаимодействия людей в
процессе производства и потребления,
материальных благ и их совместной
деятельности.

Характер,
содержание и особенности общественных
отношений во многом обусловлены
спецификой и обстоятельствами самого
взаимодействия, целями, которые
преследуются конкретными людьми и
группами, а также местом и ролью, которые
они занимают в обществе.

Общественные
отношения можно классифицировать на
основе разных критериев:

  • По
    форме проявления

    они делятся на экономические, правовые,
    идеологические, политические, моральные,
    религиозные, эстетические и т.д.

  • С
    точки зрения принадлежности к различным
    субъектам

    различают национальные, классовые,
    конфессиональные и т.д.

  • Исходя
    из анализа функционирования связей
    между людьми в обществе
    ,
    можно
    говорить об отношениях по вертикали и
    горизонтали.

  • По
    характеру регламентированности
    общественные
    отношения бывают официальными и
    неофициальными.

Все
виды общественных отношений пронизаны,
в свою очередь, психологическими
(межличностными) отношениями людей.

Психологические
отношения
– субъективные связи между людьми,
которые возникают в результате их
фактического взаимодействия и
сопровождаются различными эмоциональными
и другими переживаниями (симпатиями и
антипатиями) индивидов, в них участвующих.
Межличностные отношения составляют
«живую человеческую ткань» любых
общественных отношений.

Разница
между общественными и психологическими
отношениями состоит в том, что первые
являются следствием определённого
социального распределения ролей в
обществе и в большинстве случаев
воспринимается как должное, носят в
известном смысле обезличенный характер.

Предлагаем ознакомиться:  Разрешение споров по договору строительного подряда

В
общественных отношениях вскрываются,
прежде всего, существенные особенности
социальных связей между сферами
жизнедеятельности людей, видами труда
и общностей. Психологические отношения
– результат непосредственных контактов
между конкретными людьми, которые
наделены определёнными особенностями,
способны выражать свои симпатии и
антипатии, осознавать и переживать их.
Они насыщены эмоциями и чувствами.
Следовательно, психологические отношения
полностью персонифицированы, т.к. носят
сугубо личностный характер.

Теперь
принципиально важно уяснить себе место
межличностных отношений в реальной
системе жизнедеятельности людей. Природа
межличностных отношений представляет
собой особый «ряд» отношений, возникающих
внутри каждого вида общественных
отношений. Существование межличностных
отношений внутри различных форм
общественных отношений есть как бы
«реализация» безличных отношений в
деятельности конкретных личностей, в
актах их общения и взаимодействия.

Поэтому практически во всех групповых
действиях участники выступают как бы
в двух качествах: как исполнители
безличной социальной роли и как
неповторимые человеческие личности.
Это даёт основание ввести понятие
«межличностная роль» как фиксацию
положения человека не в системе
общественных отношений, а в системе
групповых связей, т.е.

Проблема
межличностных отношений лежит на стыке
общей и социальной психологии.
Взаимоотношения, не охватывая всех
общественных отношений человека,
являются, однако, наиболее близкими
личности и задачам её формирования.
Неофициальность, личностная значимость,
эмоциональная насыщенность и связь с
интимными сторонами жизни, высокая
вовлечённость создают основу для
глубокого влияния межличностных
взаимоотношений на личность.

Существует
сложная система зависимости некоторых
параметров межличностных отношений от
характерологических, мотивационных,
интеллектуальных и нейродинамических
особенностей личности. В силу взаимного
характера межличностных отношений в
их регулировании принимают участие три
таких мотивационных компонента, как «Я
хочу», «Я могу» и «надо».

Личного отношения
(«Я хочу») недостаточно для образования
отношений. Необходимо согласование
взаимных мотивов (желаний) и возможностей
(«Я могу») удовлетворить потребность
другой личности. Третий компонент
(«Надо») есть важнейшая детерминанта
образования и развития или распада
отношений («надо» – «не надо»), являющаяся
не субъективной стороной отношений, а
объективной.

Она характеризует
общественную необходимость в каждом
конкретном типе отношений. Более общим
явлением межличностных отношений
выступает привлекательность. К составным
элементам взаимной привлекательности
– непривлекательности относятся
симпатии –
антипатии и притяжение-отталкивание.
Если симпатия
– антипатия представляет собой
переживаемое удовлетворение –
неудовлетворение от реального или
мысленного контакта с другим, то
притяжение – отталкивание есть
практическая составляющая этих
переживаний.

Притяжение
– отталкивание как одно из составляющих
межличностной привлекательности, в
основном, связано с потребностью человека
быть вместе, рядом. Притяжение –
отталкивание часто, но не всегда, связано
с переживанием симпатий – антипатий
(эмоциональным компонентом межличностных
отношений). Таким образом, мы рассматриваем
межличностные отношения внутри отношений
общественных.

Можно
говорить о следующих видах
межличностных отношений:
отношения знакомства, приятельские,
товарищеские, дружеские, любовные,
супружеские, родственные, деструктивные.
Данная классификация основана на
нескольких критериях: глубине отношений,
избирательности в выборе партнёров,
функциях отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Главным
критерием является мера, глубина
вовлечения личности в отношения.
В структуре личности можно выделить
несколько уровней проявления ее
характеристик: общевидовые, социокультурные,
психологические, индивидуальные.
Социокультурными характеристиками
считаются национальность, социальный
статус, профессия, образование,
политическая и религиозная принадлежность
и т.п.;

Разные
виды межличностных взаимоотношений
предполагают включение в общение тех
или иных уровней характеристик личности.
Наибольшее включение личности, вплоть
до индивидуальных характеристик,
происходит в дружеских, супружеских
отношениях. Отношения знакомства,
приятельства ограничиваются включением
во взаимодействие преимущественно
видовых и социокультурных особенностей
личности.

Второй
критерий – степень избирательности
при выборе партнёров для взаимоотношений.
Избирательность
можно определить как число признаков
значимых для установления и воспроизводства
отношения. Наибольшую избирательность
обнаруживают отношения дружбы,
супружества, любви, наименьшую –
отношения знакомства.

Третий
критерий – различие функций (целей,
назначения) отношений.
Под функциями понимается круг задач,
вопросов, которые решаются в межличностных
отношениях. Функции отношений проявляются
в различии их содержания, психологического
смысла для партнёров.

Дополнительными
критериями для различения межличностных
отношений можно считать: дистанцию
между партнёрами, продолжительность и
частоту контактов, нормы отношений,
требования к условиям контакта. Общая
закономерность такова: чем глубже
отношения (например, дружба, супружество
в сравнении со знакомством), тем короче
дистанция, чаще контакты.

Отношения
дружбы характеризуются очень высокой
избирательностью, если они правильно
оцениваются Дружеские
отношения принято разделять на
инструментальные и эмоционально-исповедные.
Инструментальная
дружба основана на взаимной помощи в
тех или иных жизненных обстоятельствах.
Эти отношения близки к товарищеским,
но отличаются от них тем, что цели
дружеских инструментальных отношений
могут не выходить за пределы личной
выгоды каждого из партнёров. Эмоционально-
исповедные дружеские отношения строятся
при условии взаимной симпатии,
эмоциональной привязанности и
доверчивости.

Для
некоторых видов межличностных отношений
в реальной жизни можно обнаружить такие
противоположности: дружба – вражда,
товарищество – соперничество, родные
– чужие. Однако некоторые виды
взаимоотношений не имеют антиподов, и
их негативные формы неспецифичны. Так,
нельзя найти реальное противопоставление
отношениям знакомства, супружества.

Полнота
анализа межличностных отношений требует
исследования негативных форм. Негативной
формой (антиподом) дружеских взаимоотношений
является вражда. Вражда предполагает
негативные эмоциональные установки по
отношению к партнёру: ненависть,
неприятие, антипатия. Отношения вражды
проявляются во всевозможных попытках
дестабилизации, разрушения, нивелировки
личности партнёра и его жизнедеятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Подводя
итог, надо сказать, что каждое из описанных
взаимоотношений людей отличается
собственными функциями, глубиной
вовлечения личности, критерием выбора
партнёров, содержания отношений, их
проявлением. Это даёт основание считать
их самостоятельными видами межличностных
отношений.

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector