Консультация юриста
Назад

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

Опубликовано: 14.12.2019
0
1

Резервировать места для инвалидов нужно не только крупным компаниям, но также малому и среднему бизнесу

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан (ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – Закон № 181-ФЗ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше – нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных ст. 21 Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать.

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016; далее — Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Одна из таких гарантий — квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Также при расчете квоты не учитываются филиалы и представительства организации, расположенные в другой местности (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

К сведению

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников.

Предлагаем ознакомиться:  Оформление письма приглашения образец

Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти сведения передаются в госорганы на основании абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее – Закон № 1032-1).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, распоряжением Мособлтруда от 26.04.2013 № 44-Р утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2010 № 283-Пр, Мособлтруда от 13.06.2013 № 54-р ; постановления администрации Тамбовской области от 17.04.2013 № 391, Правительства Ленинградской области от 21.10.2013 № 351).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (п.1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил ст. 24 Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

ОДНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ НЕДОСТАТОЧНО

В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст. 24 Федерального закона № 181-ФЗ):

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемые по формам, приведенным в Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);
  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

К сведению

Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013).

Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают. Вопросы возникают относительно создания условий труда для данной категории граждан.

Предлагаем ознакомиться:  Академический отпуск предоставляется студенту по следующим основаниям

В отдельных регионах квоту можно выполнить, не создавая рабочих мест в компании

Как отмечалось выше, многие работодатели обязаны принимать на работу инвалидов в счет квоты. При этом в большинстве случаев закон не предусматривает альтернативы. Организации обязаны реально принимать на работу такую категорию работников.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, например, в Амурской, Тюменской, Тульской и Белгородской областях региональные власти идут навстречу бизнесу. Законодатели в регионах по-разному подходят к решению проблемы выполнения квоты. В частности, применяются следующие способы.

ОСНАЩЕНИЕ (ОБОРУДОВАНИЕ) РАБОЧИХ МЕСТ ИНВАЛИДОВ

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Оснащаются такие рабочие места в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.

К сведению

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н (далее — Приказ Минтруда № 685н; действуют с 22.04.2014).

О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, …

(с изменениями на 19 апреля 2017 года)____________________________________________________________________Утратило силу с 30 апреля 2019 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2019 года N 462____________________________________________________________________

(с изменениями на 19 апреля 2017 года)

________________* Наименование в редакции, введенной в действие с 19 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 года N 170..

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (далее соответственно — субсидии, программы, организации). *1)(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 года N 170.

2. Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, {amp}amp;nbspдоведенных до Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Субсидии предоставляются организациям, программы которых прошли конкурсный отбор в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 1398.

а) заявка на участие в конкурсном отборе, составленная в произвольной форме, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера организации и скрепленная печатью организации (при наличии печати);

б) копия программы, разработанной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера организации и скрепленная печатью организации (при наличии печати);

в) пояснительная записка к программе;

г) финансово-экономическое обоснование мероприятий программы;

д) план реализации мероприятий программы (с указанием последовательности их проведения), в том числе мероприятий по вопросам:содействия трудоустройству, в том числе создания рабочих мест, на рынке труда не менее 30 инвалидов в год на срок не менее 6 месяцев;улучшения условий и охраны труда инвалидов;

обучения (в том числе новым профессиям и приемам труда) инвалидов, а также их стажировки;сопровождения (не более 6 месяцев) инвалидов при трудоустройстве, в том числе предусматривающего приобретение для них автотранспортных средств малой и средней вместимости для перевозки инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательных функций и передвигающихся на креслах-колясках, которые соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);

е) перечень собственных и привлеченных средств на финансирование реализации мероприятий программы с указанием объемов финансового обеспечения, который представляется с сопроводительным письмом организации, подписанным ее руководителем и главным бухгалтером и скрепленным печатью организации (при наличии печати);

ж) письмо руководителя организации об отсутствии у организации средств, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на реализацию программы;

з) копии документов об использовании средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в предшествующие 5 лет (договоры (соглашения), акты об их выполнении, отчеты о реализации, включая достижение значений показателей результативности, и иные документы), заверенные подписью руководителя организации и скрепленные печатью организации (при наличии печати);

Предлагаем ознакомиться:  Образец приказа о выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов

и) заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, копии устава организации и свидетельства о государственной регистрации организации;

к) решение высшего органа управления организации, подтверждающее полномочия руководителя организации.(Пункт 3_1 дополнительно включен со 2 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 465)

а) количество инвалидов, трудоустраиваемых на рынке труда;

б) средняя заработная плата трудоустраиваемого инвалида;

в) доля собственных средств организации и средств других внебюджетных источников, направляемых на реализацию программы;

г) опыт реализации аналогичных программ или мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест.

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

а) наличие утвержденной программы на текущий финансовый год, соответствующей требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

б) использование организацией на финансирование программы собственных и привлеченных средств (заемные и кредитные средства, средства спонсоров и другие средства, полученные организацией со стороны, за исключением средств, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в размере не менее 30 процентов общего объема финансового обеспечения;

в) подпункт утратил силу со 2 мая 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 465;

г) согласие организации на проведение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организацией условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также условий, определенных соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и организацией, заключенным по форме, утверждаемой Министерством (далее — соглашение);(Подпункт дополнительно включен с 19 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 года N 170)

д) запрет приобретения за счет полученной субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных средств иных операций, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий.(Подпункт дополнительно включен с 19 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 года N 170)

5_1. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является:несоответствие представленных организацией документов требованиям, установленным пунктом 3_1 настоящих Правил, или непредставление указанных документов;недостоверность информации, представленной организацией.(Пункт дополнительно включен со 2 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 465)

а) у организации должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) у организации должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;

в) организация не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должна иметь ограничение на осуществление хозяйственной деятельности;

г) организация не должна являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

д) организация не должна получать средства из федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.(Пункт 5_2 дополнительно включен со 2 мая 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 465)

а) цели и задачи программы;

б) мероприятия по основным направлениям реализации программы (с указанием объема и источников финансового обеспечения по каждому мероприятию), в том числе мероприятия:по содействию трудоустройству, в том числе созданию рабочих мест, на рынке труда не менее 30 инвалидов в год на срок не менее 6 месяцев;

по улучшению условий и охраны труда инвалидов;по обучению (в том числе новым профессиям и приемам труда) инвалидов, а также их стажировки;по сопровождению (не более 6 месяцев) инвалидов при трудоустройстве, в том числе с возможностью приобретения автотранспортных средств малой и средней вместимости для перевозки инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательных функций и передвигающихся на креслах-колясках, которые соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 19 марта 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2016 года N 170.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector