Консультация юриста
Назад

Оформляем допуск к государственной тайне

Опубликовано: 30.07.2019
0
10

Этап 1Представление документов

В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

а) сведения о самом претенденте на допуск;

б) сведения о близких родственниках;

в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество.

Оформляем допуск к государственной тайне

В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

Переходим к характеристике процессуальных документов, копии которых вправе получать потерпевший. Сначала законодателем приведен перечень постановлений. Первым в нем указано постановление о возбуждении уголовного дела. Копию этого документа потерпевшему должен вручить следователь (дознаватель и др.), знакомящий его с постановлением о признании потерпевшим.

Хорошо, если потерпевший будет знать, что собой представляет искомый процессуальный документ. Тогда ему трудно будет вместо настоящей копии вручить копию другого документа – постановления (сообщения, уведомления и др.), не соответствующего по форме, содержанию и т.п. требованиям закона к постановлению о возбуждении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела – это документ, в котором фиксируется решение, являющееся итогом рассмотрения той информации, которая содержится в поводе для возбуждения уголовного дела. Данный процессуальный документ будет законным лишь при наличии не только достаточных данных указывающих на признаки преступления (фактических оснований возбуждения уголовного дела), но и повода для возбуждения уголовного дела (заявления, сообщения о преступлении). Отсутствие одного из них – причина, по которой данное постановление может быть признано незаконным.

Потерпевшему следует обращать внимание на то, что во вводной части был указан повод для возбуждения уголовного дела, а в описательной – приведены данные обо всех содержащих признаки преступления деяниях. В особенности это касается потерпевшего, по заявлению которого возбуждено уголовное дело. По тем или иным причинам следователи (дознаватели и др.) иногда лишают заявителя предусмотренных законом прав путем подмены его заявления о преступлении рапортом об обнаружении признаков преступления.

Если орган предварительного расследования узнал о совершенном преступлении от пострадавшего, должно быть оформлено заявление о преступлении. И в постановлении о возбуждении уголовного дела должно быть указано, что дело возбуждено по итогам рассмотрения именно этого заявления. Потерпевшему, по заявлению которого возбуждено уголовное дело, следует сразу же сверить содержание его заявления о преступлении и текста описательной части копии постановления о возбуждении уголовного дела.

Оформляем допуск к государственной тайне

Нерадивые следователи (дознаватели и др.) иногда под видом опечатки возбуждают уголовное дело по не имевшему место деянию (к примеру, о фальсификации протокола N 3… от 15.02.2007 – доказательства по гражданскому делу, когда в заявлении сообщалось о фальсификации протокола N 6… от 15.12.2007), а о тех преступлениях, о которых было сообщено в заявлении, в постановлении о возбуждении уголовного дела умалчивают.

Потом после производства в течение нескольких лет предварительного расследования по уголовному делу выносится постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления. Органы предварительного расследования обосновывают свое решение тем обстоятельством, что факта, о котором упомянуто в описательной части постановления о возбуждении уголовного дела не было.

Одновременно выносится незаконное постановление о выделении материалов из уголовного дела. Выделяются материалы расследования тех деяний, о которых и сообщал заявитель в своем заявлении о преступлении. По материалам выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Следователи (дознаватели и др.) таким путем формируют непреодолимую преграду на пути привлечения виновного в совершении преступлений к ответственности. Более того, они наделяют последнего правом на реабилитацию, так как уголовное дело в отношении его прекращается за отсутствием события преступления.

Чтобы такого не произошло, потерпевшему следует сразу обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела, если в описательной части постановления о возбуждении уголовного дела имеется хоть малейшая опечатка, позволяющая говорить, что дело возбуждено не по тому факту, о котором сообщено в заявлении о преступлении.

Следующий процессуальный документ, копию которого следователь (дознаватель и др.) обязан вручить потерпевшему, – постановление о признании потерпевшим. Эта копия передается потерпевшему в процессе ознакомления его с правами потерпевшего.

Сразу следует уточнить, что потерпевшему выдается копия постановления о признании потерпевшим только его самого. Законодатель не наделил потерпевшего правом получать копии всех вынесенных по делу постановлений о признании потерпевшим. По некоторым уголовным делам десятки, а то и сотни потерпевших. Нет необходимости каждому из них вручать пачку копий всех вынесенных по делу постановлений о признании потерпевшим (если, конечно, не идет речь о выдаче по ходатайству потерпевшего процессуального документа, затрагивающего его интересы).

Постановление (определение) о признании потерпевшим может быть вынесено только после возбуждения уголовного дела и лишь в отношении физического лица, которому преступлением причинен моральный, физический и (или) имущественный вред, либо в отношении юридического лица, имуществу и (или) деловой репутации которого преступлением также причинен вред.

Но как потерпевшему следует вести себя, если в описательной части не указаны (указаны неверно, неточно, неполно и т.п.) сведения о причиненном ему преступлением вреде? Стоит ли в этой связи обжаловать данное постановление? Мы бы не стали рекомендовать такое обжалование. В данном процессуальном документе главное, чтобы были правильно указаны номер уголовного дела (дата его возбуждения, если эта информация в нем содержится) и анкетные данные потерпевшего. Из постановления должно быть безусловно ясно, что именно данное лицо признано потерпевшим и по этому конкретному уголовному делу.

Содержание описательной части постановления будет волновать потерпевшего только в случае принятия решения об отмене постановления о признании его потерпевшим. Между тем в акте такой отмены есть свой положительный момент. В жалобе на постановление об отмене постановления о признании его потерпевшим он как лицо, чьи интересы затронуты этим процессуальным решением, подробно опишет причиненный ему преступлением вред.

Его жалоба останется в уголовном деле. Соответственно, в деле появится дополнительный процессуальный документ, в котором будут подробно расписаны обстоятельства, позволяющие утверждать, что данному конкретному лицу причинен моральный, физический и (или) имущественный вред. А это уже на руку самому потерпевшему.

Новое право потерпевшего – право получать копию “постановления об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу”. При формулировании наименования данного процессуального документа законодатель не точен. В п. 2 ч. 7 ст. 108 УПК РФ он именуется “постановлением об отказе в удовлетворении ходатайства”.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли выписать человека без его согласия — как выписать из квартиры

Исходя же из использованных законодателем формулировок в ч. ч. 4 и 7.1 ст. 108 УПК РФ более полное название рассматриваемого процессуального документа – “постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу” или “постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу”.

Итак, суд отказывает не в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Суд отказывает в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Но суд вправе также вынести постановление об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Копию последнего потерпевший вправе получать? Выходит, что нет.

К такому заключение приводит буквальное толкование наименования рассматриваемого процессуального документа, отраженное в перечне п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ. Однако то обстоятельство, что сам документ законодателем назван неправильно, последовательно предположить, что отсутствие в его наименовании упоминания о подозреваемом могло быть не принципиальным подходом законодателя, а всего-навсего недоработкой последнего.

Уже только поэтому мы бы рекомендовали потерпевшим заявлять ходатайство о предоставлении им также копии постановления об отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Если это постановление затрагивает интересы потерпевшего, следователь (дознаватель и др.) в рассматриваемой ситуации будет обязан снять с постановления судьи копию и передать ее потерпевшему.

2. Потерпевшим лицо может быть только по конкретному уголовному делу

Лицо, признанное потерпевшим по одному уголовному делу, по общему правилу является таковым и, соответственно, наделено правами и несет обязанности потерпевшего только по этому уголовному делу. Потерпевшим по другому уголовному делу оно может стать в двух случаях.

  • Во-первых, в случае вынесения постановления о признании его потерпевшим по другому уголовному делу.
  • Во-вторых, в случае соединение уголовного дела, по которому оно признано потерпевшим, с другим уголовным делом, с последующим присвоением делу нового номера (номера “другого дела”). В рассматриваемой ситуации еще одного, нового, постановления о признании лица потерпевшим закон выносить не требует. Лицо остается потерпевшим по новому уголовному делу до тех пор, пока вынесенное ранее постановление о признании его потерпевшим не будет отменено.

Кстати сказать

Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

  • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
  • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
  • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
  • Расстройства привычек и влечений;
  • Умственная отсталость.

Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

2. Документы, необходимые для оформления допуска:

  • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации.

В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию.

Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.

Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения — в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

Пример

Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

Предлагаем ознакомиться:  Виды кредиторов в деле о несостоятельности

Этап 3Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

Лицо, признанное путем вынесения специального постановления (определения) потерпевшим по уголовному делу, обладает всеми правами и несет все обязанности потерпевшего, предусмотренные УПК РФ, по данному уголовному делу. Оно наделено всеми правами потерпевшего (несет соответствующие обязанности) по всем эпизодам преступлений, расследуемым (рассматриваемым и разрешаемым) в рамках данного уголовного дела.

Но это касается, повторимся, лишь тех прав, формулировка которых прямо указывает на законодательное ограничение данной конкретной возможности потерпевшего. Наглядным примером такого права является предусмотренная п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ возможность потерпевшего в случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, знакомиться по окончании предварительного расследования лишь с теми материалами уголовного дела, которые касаются причиненного ему вреда, выписывать из них любые сведения и в любом объеме, снимать копии с данных материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств.

Все остальные права, по меньшей мере перечисленные в ч. 2 ст. 42 УПК РФ, имеются у потерпевшего и по расследуемым (рассматриваемым и разрешаемым) в рамках его уголовного дела преступлениям, которые напрямую не касаются причиненного ему вреда. Заметьте, мы специально здесь пишем “напрямую не касаются”.

Мы это делаем потому, что к таковым относим и все те эпизоды преступной деятельности причинившего вред потерпевшему обвиняемого, которыми непосредственно данному потерпевшему ущерб не причинен. Да, действительно, то, сколько и какие именно преступления ранее (после этого) совершил обвиняемый, является обстоятельством, характеризующим личность обвиняемого, и по тем эпизодам его преступной деятельности, которыми и был причинен потерпевшему вред.

При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в том числе и обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Причем данные обстоятельства в той или иной мере могут отличаться в разных эпизодах совершения преступлений. К примеру, первое преступление и тридцатое. К моменту совершения тридцатого преступления личность обвиняемого стала иной.

Поэтому, если тридцатым преступлением потерпевшему причинен вред, то лишь условно можно сказать, что совершение обвиняемым первого и всех последующих преступлений ни в коей мере не касается причиненного потерпевшему вреда. Не было бы предыдущих преступлений, может быть, не совершил бы обвиняемый и того преступления, которым вред причинен “нашему” потерпевшему.

Это так. Однако формулировка п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ позволяет нам утверждать, что следователь (дознаватель и др.) не обязан удовлетворять ходатайство потерпевшего об ознакомлении по окончании предварительного расследования с той частью материалов уголовного дела, в которых отсутствуют сведения об общественно опасных деяниях, причинивших потерпевшему вред.

Любые же другие предусмотренные ч. 2 ст. 42 УПК РФ права позволяют потерпевшему требовать от следователя (дознавателя и др.) их реализации. Потерпевший может требовать, чтобы его допросили, так как согласно п. 2 ч. 2 ст. 42 УПК РФ он вправе давать показания.

Оформляем допуск к государственной тайне

Потерпевший вправе требовать, чтобы ему сообщили о предъявленном обвиняемому обвинении. Причем ему должны сообщить о предъявлении обвиняемому обвинения не только в той части преступлений, которым именно потерпевшему причинен вред. Потерпевший вправе получить сведения о предъявленном обвиняемому обвинении в полном объеме, включая вменение обвиняемому в вину совершение и других преступлений.

Более того по одному уголовному делу может быть несколько обвиняемых. И совершали они преступления не всегда вместе, а группами. Может сложиться ситуация, когда один (несколько) обвиняемый по данному уголовному делу не принимал участия в совершении преступления, причинившего ущерб потерпевшему. Однако так как он является обвиняемым по данному уголовному делу, то потерпевший вправе знать и об обвинении, предъявленном такому обвиняемому.

Каков вывод? А вывод таков: если в отношении лица по данному конкретному уголовному делу вынесено постановление о признании его потерпевшим, он является потерпевшим по всем эпизодам, расследуемым (рассматриваемы, разрешаемым) в рамках этого уголовного дела. У него имеются все права, и он несет все обязанности потерпевшего в ходе и по завершению производства по данному уголовному делу.

Правило же п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК РФ не ограничивает рамки действия остальных прав потерпевшего. Это лишь специальная формулировка отдельно взятого права потерпевшего. Она никоим образом не может быть по аналогии распространена на толкование остальных прав рассматриваемого участника уголовного процесса.

Потерпевшим по делу лицо перестает быть лишь после отмены постановления (определения) о признании его потерпевшим. Производство по уголовному делу может быть завершено. Однако лицо остается потерпевшим и по такому делу. К данному выводу приводит наличие у потерпевшего права обжалования решений (бездействия, действий) следователя (дознавателя и др.

На практике же нерадивые следователи (дознаватели и др.) “придумали”, как лишить прав потерпевшего по тем эпизодам преступной деятельности обвиняемого, которые по тем или иным причинам продолжать расследовать они не хотят. Следователи (дознаватели и др.), в особенности, когда не могут закончить предварительное расследование в разумные сроки, принимают решение о выделении из уголовного дела материалов по таким эпизодам.

Примером такого незаконного лишения потерпевшего прав может служить уголовное дело, возбужденное в 2007 году по заявлению о совершении 5 преступлений. Потерпевшая шесть лет заявляла ходатайства о производстве следственных действий и обжаловала незаконные и необоснованные решения (бездействие, действия) органа предварительного следствия.

А как только в 2013 году захотела обжаловать нарушении органом предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, материалы по этим самым пяти преступлениям из уголовного дела следователем были выделены, и она лишена возможности реализовывать свои права потерпевшей.

Единственно законным решением, лишающим потерпевшего его прав, является и остается отмена постановления о признании данного лица потерпевшим. Пока же оно не отменено по тому уголовному делу, в рамках расследования (рассмотрения) которого вынесено искомое постановление, лицо, признанное потерпевшим, обладает уголовно-процессуальной правоспособностью.

Оно “вправе” реализовывать предоставленные ему по меньшей мере ч. 2 ст. 42 УПК РФ и, соответственно, обеспеченные государственным принуждением возможности. Эти возможности (права) предоставлены потерпевшему для того, чтобы он во время предварительного расследования и на судебных стадиях мог реализовать свою уголовно-процессуальную функцию. Использовать же каждую из названных возможностей или нет, решать самому потерпевшему по собственному усмотрению.

В том числе это касается и предусмотрено п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ права. Указанный пункт наделяет потерпевшего возможностью “получать копии” процессуальных документов. Причем потерпевший не только вправе получать, если ему следователь (дознаватель и др.), суд предоставил копию документа, о котором идет речь в п. 13 ч. 2 ст.

42 УПК РФ, он вправе требовать предоставления ему соответствующей копии. Именно поэтому, для того чтобы привести к единообразию использование законодателем одноименных терминов, в анализируемом месте ст. 42 УПК РФ предлагается употреблять не понятие “получать”, а словосочетание “требовать выдачи и получать”.

Предлагаем ознакомиться:  Выписка из квартиры через суд: в каких случаях можно выписать человека по решению суда

По крайней мере, в настоящее время следует рекомендовать именно данное расширительное толкование понятия “получать”. Только таким образом можно прийти к однозначной интерпретации предоставленного потерпевшему искомого права. Предложенное толкование будет полностью отвечать заложенной в п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ законодателем идее.

Законодатель не урегулировал порядок получения потерпевшим копии постановления о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций.

Соответственно, как бы оно не было осуществлено (лишь бы не был нарушен какой-либо предусмотренный законодательством запрет), его результаты нельзя признать осуществленными с нарушением требований УПК РФ. Несмотря на данное обстоятельство, смеем все же рекомендовать правоприменителю распространять на порядок получения потерпевшим копий указанных документов общие требования процессуальной формы. Считаем также, что при осуществлении потерпевшим рассматриваемых принадлежащих ему полномочий должны соблюдаться принципы уголовного процесса.

Этап 2Ознакомление с законодательством о государственной тайне

Оформляем допуск к государственной тайне

В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, — п. 19 анкеты.

Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

Этап 4Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий — выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

  • Первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • Вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • Третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

  • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
  • Руководителей организаций;
  • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
  • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Этап 7Оформление обязанностей, связанных с допуском

Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3).

1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

Приложение 1

Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

Приложение 2

Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

Приложение 3

Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

, , , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector