Земельный участок лесного фонда
Целевое назначение
Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).
Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:
- Выращивание, рациональное использование и воспроизводство лесов.
- Временно не покрытые лесной растительностью – для ее восстановления естественным или искусственным образом (к таким участкам относятся вырубки, пустыри, прогалины, питомники, земли с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.).
Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).
Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды.
Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:
- защитные;
- эксплуатационные;
- резервные;
- иные участки, предназначенные для леса, которые определяются как защитные.
Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.
Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.
Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.
Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.
Определение
Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.
К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:
- наделы сельскохозяйственного назначения;
- насаждения кустарниковой растительности;
- участки водного фонда.
Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.
Виды разрешенного использования
Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:
- Сбор грибов и ягод, лекарственных растений, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
- Заготовка древесины.
- Охота и рыбалка.
- Ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ), а именно: сенокошение, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность.
- Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства.
- Рекреационная деятельность, а именно: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов (ст. 41 ЛК РФ).
- Выращивание лесных плантаций (деятельность, связанная с выращиванием деревьев определенных пород).
- Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений.
- Геолого-исследовательские изыскания.
- Создание водохранилищ, линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
- Переработка древесины.
- Религиозная деятельность, а именно: возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения (ст. 47 ЛК РФ).
На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:
- временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
- временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
- физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
- капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
- лечебно-оздоровительные учреждения;
- временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.
Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:
- При изменении типа целевого назначения участка.
- При изменении ВРИ земельного участка без изменения его целевого назначения.
- Согласно урегулированию отношений по поводу участков некоторыми законами («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и др.).
Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.
Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.
Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:
- Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
- При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
- Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
- Для занятий пчеловодством.
- В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
- Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
- При размещении на участке межевых точек.
- При проведении дренажных работ.
- Для прогона скота.
- Для осуществления охоты.
- Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
- Для проведения научно-исследовательских работ.
Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территория лесных земель не предназначена для использования отдельными гражданами для огородничества, садоводства.
Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:
- Если организуется природная охраняемая территория.
- При установлении или изменении границ населенного пункта.
- При создании туристических особых экономических зон.
В целом, процесс перевода земель из лесной категории в другую достаточно сложный и длительный.
Важно! Земельные лесные участки не передаются в аренду некоммерческим организациям граждан для развития личного хозяйства и ИЖС.
Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.
Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.
Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:
- рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
- обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
- соблюдать правила, нормы лесопользования;
- поддерживать биологическое многообразие видов;
- сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.
Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:
- заготовка древесины;
- елей к Новому году;
- древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
- сенокос;
- создание пасек;
- выпас скота;
- устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:
- берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
- участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
- природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
- находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
- площади для восстановления лесов;
- территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.
Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.
Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:
- освоенные;
- резервные.
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
Порядок оформления:
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
Список документов:
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Что нельзя делать?
Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:
- Запрещено строительство жилых домов, коттеджей, прочих частных владений.
- Запрещено огораживать арендованные участки лесных земель, если это не природоохранная территория.
- Свободный доступ граждан к лесным ресурсам ограничен в случае опасности (например, лесного пожара) или для экологической безопасности. Также запрещено пребывание граждан на особо охраняемых землях.
- Нельзя допускать истощение почвы, пользуясь участком на условиях возмездной или безвозмездной аренды.
- Запрещается размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
- В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, во время проведения определенных работ, ограничивается пребывание и въезд граждан.
- Запрещается собирать грибы и ягоды, а также растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам.
- Лицам, которым предоставлены в пользование земельные участки, запрещается ограничивать доступ к ним других граждан за исключением тех случаев, когда участок относится к особо охраняемым зонам или других случаев, предусмотренных ЛК РФ.
- Не допускается заготовка древесины некоторых пород деревьев и кустарников (перечень видов утвержден Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»).
- Сплошные рубки лесов запрещены в случаях, когда воспроизводство лесов на участках затруднено или невозможно.
Классификатор
Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке. Классификация указана в документах градостроительного зонирования, а для структурирования информации о видах разрешенного использования, существует Приказ Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Наименование ВРИ | Описание ВРИ земельного участка | Код ВРИ |
---|---|---|
Природно-познавательный туризм | Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. | 5.2. |
Рекреация | Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. | 5.0 |
Туристическое обслуживание | Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. | 5.2.1. |
Охота и рыбалка | Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. | 5.3. |
Недропользование | Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. | 6.1. |
Транспорт | Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. | 7.0. |
Водный транспорт | Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. | 7.3. |
Особая охрана и изучение природы | Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. | 9.0. |
Охрана природных территорий | Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. | 9.1. |
Курортная деятельность | Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. | 9.2. |
Санаторная деятельность | Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. | 9.2.1. |
Использование лесов | Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. | 10.1-10.5. |
Водные объекты | Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. | 11.0. |
Можно ли оформить в собственность
По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.
Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:
- местном;
- региональном;
- федеральном.
Право пользования
Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.
Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.
Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:
- аренды;
- концессии;
- на безвозмездной основе;
- не длительного пользования.
Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.
Порядок и особенности распоряжения
Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.
Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.
В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:
- Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
- Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
- Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
- Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
- Иные полномочия.
Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).
Согласование границ земельного участка
Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности», согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу.
Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.
Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:
Акт согласования границы с землями федеральной собственности.
- Чертеж участка с указанием поворотных точек.
- Письмо из лесничества, подтверждающее смежность границ участков и тот факт, что они не пересекаются.
- Картографические документы, обозначающие границы земельных участков и позволяющие определить, что границы лесных земель не нарушаются.
Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.
С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:
- Информация о всех участниках согласования.
- Схема участка с обозначенными границами.
- Информация о результатах согласования.
- Информация о возражениях (при наличии).
- Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.
Процедура согласования:
- Осуществляется геодезическая съемка участка.
- Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
- Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
- Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
- Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
- Вычисляется площадь.
- Подготавливается акт согласования границ с подписанием.
При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.
Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.
Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.