Консультация юриста
Назад

Земельный участок лесного фонда

Опубликовано: 02.03.2020
0
3

Целевое назначение

Правовой статус земель лесного фонда оговаривается в Земельном и Лесном кодексе. Согласно ст. 101 ЗК РФ, земли лесного фонда – это участки с лесом и лесополосой, а также земли, предназначенные для восстановления лесов (вырубки, прогалины, древостой, гари и т.д.) и целей по осуществлению лесохозяйственной деятельности, в том числе нелесные земли (просеки, болота, дороги и т.д.).

Целевое использование лесных земель, в соответствии с Земельным кодексом:

  • Выращивание, рациональное использование и воспроизводство лесов.
  • Временно не покрытые лесной растительностью – для ее восстановления естественным или искусственным образом (к таким участкам относятся вырубки, пустыри, прогалины, питомники, земли с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.).

Земли, не покрытые лесной растительностью, определяются ЗК РФ как нелесные и используются для нужд лесного хозяйства (это просеки, дороги, с/х угодья, болота и другие участки, неудобные для использования, но находящиеся в пределах границ лесного фонда).

Лесной кодекс РФ определяет земли лесного фонда как целостный природный объект в совокупности с растительностью, животным миром, и другими важными компонентами природной среды.

Целевое назначение этих земель будет зависеть от того, для какой цели используются леса. Согласно Лесному кодексу РФ (ст. 10, п. 1-3), по целевому назначению леса подразделяют на:

  • защитные;
  • эксплуатационные;
  • резервные;
  • иные участки, предназначенные для леса, которые определяются как защитные.

Защитные леса выполняют водоохранную, защитную, санитарно-гигиеническую, оздоровительную функцию. К этой же категории относятся леса и земли, расположенные в особо охраняемых природных зонах.

Эксплуатационные леса предназначены для добычи древесины и других лесных ресурсов, в том числе, продуктов их переработки.

Резервные лесные участки предназначены для защиты и охраны насаждений от вырубки в течение ближайших 20 лет.

Больше нюансов о правовом режиме земель лесного фонда можно узнать здесь.

Определение

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.

Виды разрешенного использования

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные земли разрешается использовать для следующих видов деятельности:

  • Сбор грибов и ягод, лекарственных растений, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов.
  • Заготовка древесины.
  • Охота и рыбалка.
  • Ведение сельского хозяйства (ст. 38 ЛК РФ), а именно: сенокошение, выпас скота, пчеловодство, оленеводство, выращивание с/х культур и прочая сельскохозяйственная деятельность.
  • Научно-исследовательская деятельность, а также образовательная в сфере лесного хозяйства.
  • Рекреационная деятельность, а именно: организация отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности с сохранением природных ландшафтов, объектов животного и растительного мира, водных объектов (ст. 41 ЛК РФ).
  • Выращивание лесных плантаций (деятельность, связанная с выращиванием деревьев определенных пород).
  • Выращивание саженцев, плодово-ягодных и декоративных растений.
  • Геолого-исследовательские изыскания.
  • Создание водохранилищ, линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
  • Переработка древесины.
  • Религиозная деятельность, а именно: возведение зданий и сооружений религиозного или благотворительного назначения (ст. 47 ЛК РФ).

На участках лесного фонда запрещена частная капитальная застройка. В соответствии с видами разрешенного строительства определен список объектов, разрешенных для возведения на лесных землях:

  • временные постройки и жилища для людей, обеспечивающих контроль за состоянием леса;
  • временные постройки для осуществления рекреационной деятельности без вырубки больших лесных участков;
  • физкультурно-оздоровительные, детские лагеря, спортивные и спортивно-технические сооружения для осуществления рекреационной деятельности;
  • капитальные сооружения для религиозного лесопользования;
  • лечебно-оздоровительные учреждения;
  • временные постройки для деятельности, связанной с научными исследованиями, изыскательными, геологическими работами, поиском месторождений.

Земельный участок лесного фонда

Несмотря на то, что частная застройка запрещена, существует возможность поселиться в населенных пунктах, расположенных на границе с естественными или искусственными лесными насаждениями. В этом случае необходимо добиться разрешения на перевод земли из одной категории в другую. Законного разрешения на строительство можно добиться в таких случаях:

  1. При изменении типа целевого назначения участка.
  2. При изменении ВРИ земельного участка без изменения его целевого назначения.
  3. Согласно урегулированию отношений по поводу участков некоторыми законами («О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и др.).

Лесной сервитут – это право ограниченного пользования лесными угодьями. Он бывает публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается государством в законодательном порядке, а частный – по соглашению сторон или по решению суда.

Предлагаем ознакомиться:  Оформление земельного участка под лпх

Их различие в том, что публичный сервитут устанавливается по отношению к неопределенному кругу лиц, а частный – в интересах определенного лица или группы лиц, и по отношению к определенному земельному участку.

Участки лесного фонда могут облагаться сервитутом в следующих случаях:

  1. Для осуществления прохода или проезда через лесную землю, в т.ч. для прохода/проезда к водоему.
  2. При эксплуатации участка физическими или юрлицами в коммерческих целях.
  3. Для периодического доступа к линейным объектам на участке.
  4. Для занятий пчеловодством.
  5. В целях изъятия древесины согласно специальным актам.
  6. Для ремонта и обслуживания инженерных коммуникаций.
  7. При размещении на участке межевых точек.
  8. При проведении дренажных работ.
  9. Для прогона скота.
  10. Для осуществления охоты.
  11. Для сбора ягод и грибов (это право, а также свободный проход через лес предоставляется гражданам бесплатно).
  12. Для проведения научно-исследовательских работ.

Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. №143-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», территория лесных земель не предназначена для использования отдельными гражданами для огородничества, садоводства.

Земли лесного фонда и их использование

Чтобы выращивать на участках лесного фонда овощи и другие культурные растения, их ВРИ должно включать сельскохозяйственное назначение. Как правило, это земли, подлежащие рекультивации и не пригодные для восстановления лесной растительности. Чтобы не было запрета на создание огорода частным лицом, можно попытаться перевести участок из категории лесного фонда в СНТ, ЛПХ или другую. Это допускается законом в трех случаях:

  • Если организуется природная охраняемая территория.
  • При установлении или изменении границ населенного пункта.
  • При создании туристических особых экономических зон.

В целом, процесс перевода земель из лесной категории в другую достаточно сложный и длительный.

Важно! Земельные лесные участки не передаются в аренду некоммерческим организациям граждан для развития личного хозяйства и ИЖС.

Таким образом, посадка огорода разрешена только тем физическим лицам, которые используют участки с ВРИ для сельхозназначения с целью огородничества, животноводства, садоводства с целью предпринимательской выгоды и на условиях аренды земли от 10 до 49 лет.

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

  1. освоенные;
  2. резервные.

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.

Порядок оформления:

  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
Предлагаем ознакомиться:  Момент прекращения брака при его расторжении

Список документов:

  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Земельный участок лесного фонда

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Что нельзя делать?

Помимо разрешений на определенные виды использования земель лесного фонда, законом предусмотрено:

  1. Запрещено строительство жилых домов, коттеджей, прочих частных владений.
  2. Запрещено огораживать арендованные участки лесных земель, если это не природоохранная территория.
  3. Свободный доступ граждан к лесным ресурсам ограничен в случае опасности (например, лесного пожара) или для экологической безопасности. Также запрещено пребывание граждан на особо охраняемых землях.
  4. Нельзя допускать истощение почвы, пользуясь участком на условиях возмездной или безвозмездной аренды.
  5. Запрещается размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов.
  6. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах, во время проведения определенных работ, ограничивается пребывание и въезд граждан.
  7. Запрещается собирать грибы и ягоды, а также растения, занесенные в Красную книгу РФ, а также те, которые относятся к наркотическим и психотропным веществам.
  8. Лицам, которым предоставлены в пользование земельные участки, запрещается ограничивать доступ к ним других граждан за исключением тех случаев, когда участок относится к особо охраняемым зонам или других случаев, предусмотренных ЛК РФ.
  9. Не допускается заготовка древесины некоторых пород деревьев и кустарников (перечень видов утвержден Приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»).
  10. Сплошные рубки лесов запрещены в случаях, когда воспроизводство лесов на участках затруднено или невозможно.

Классификатор

Классификатор видов разрешенного использования земель используется для определения типа деятельности, которую можно вести на участке. Классификация указана в документах градостроительного зонирования, а для структурирования информации о видах разрешенного использования, существует Приказ Минэкономразвития № 540 от 01.09.2014 г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Наименование ВРИ Описание ВРИ земельного участка Код ВРИ
Природно-познавательный туризм Размещение палаточных лагерей для проведения экскурсий и походов, пеших и верховых прогулок, обустройство тропинок с осуществлением необходимых мероприятий по охране и восстановлению природной среды. 5.2.
Рекреация Обустройство площадей для занятий спортом, отдыха и туризма, пешими и верховыми прогулками, рыбалки, пикников, охоты. Создание парков, городских лесов, сквером, водных объектов общего пользования, обустройство и уход за ними. 5.0
Туристическое обслуживание Размещение детских лагерей, пансионатов, кемпингов, туристических гостиниц с целью получения предпринимательской выгоды без оказания лечебных услуг. 5.2.1.
Охота и рыбалка Обустройство мест для охоты и рыбалки, в том числе, сооружений, необходимых для этих целей. 5.3.
Недропользование Осуществление геологических изысканий, размещение капитальных построек для целей недропользования. 6.1.
Транспорт Строительство различных путей сообщения для перевозки людей и грузов. 7.0.
Водный транспорт Размещение искусственно созданных внутренних путей водных путей и объектов капитального строительства для обеспечения судоходства. 7.3.
Особая охрана и изучение природы Охрана и изучение природы на охраняемых границах, где запрещена любая хозяйственная деятельность. 9.0.
Охрана природных территорий Охрана отдельных участков окружающей среды с ограничением хозяйственной деятельности. 9.1.
Курортная деятельность Использование природных лечебных ресурсов, их охрана от истощения. 9.2.
Санаторная деятельность Строительство санаториев и профилакториев для лечения и оздоровления населения. 9.2.1.
Использование лесов Заготовка, обработка, вывоз древесины и других лесных ресурсов. 10.1-10.5.
Водные объекты Болота, ручьи, реки, озера, ледники и другие поверхностные водные объекты. 11.0.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Земельный участок лесного фонда

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

  1. местном;
  2. региональном;
  3. федеральном.

Право пользования

Собственником всех земель лесного фонда является государство. В целях осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются собственником (государством) в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, а другим лицам – в аренду.

Аналогичная ситуация и с деятельностью по переработке древесины: участки для указанной цели передаются в бессрочное пользование только федеральным государственным учреждениям, остальным гражданам и юрлицам – на условиях договора аренды.

Земли могут передаваться в пользование субъектов РФ на основании федеральных законов. Такими субъектами могут являться как физические, так и юридические лица на правах пользования:

  1. аренды;
  2. концессии;
  3. на безвозмездной основе;
  4. не длительного пользования.
Предлагаем ознакомиться:  Дополнительное соглашение к договору аренды земли сельхозназначения

Арендаторы обязаны строго соблюдать условия договора, в число которых входят лесовосстановительные работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Подробнее о том, как получить земли лесного фонда в собственность можно узнать тут.

Порядок и особенности распоряжения

Порядок использования и охраны лесных земель регулируется земельным и лесным законодательством. Лесной кодекс применяется к земельным отношениям, если они не урегулированы земельным.

Лесные земли находятся в федеральной собственности (ст. 3 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ»). Участками, на которые государственная собственность не разграничена, распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

В отношении участков, передаваемых в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Помимо аренды, земли, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, могут предоставляться в безвозмездное срочное или бессрочное пользование.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ подразумевают собой:

  1. Владение, распоряжение, эксплуатация лесных участков, находящихся в их собственности.
  2. Установление размера ставки за единицу площади земельного участка для передачи его в аренду.
  3. Установление размера платы за единицу объема заготовленной древесины на участках.
  4. Установление порядка и нормативов заготовки гражданами древесины и прочих лесных ресурсов для своих нужд.
  5. Иные полномочия.

Полномочия органов местной власти не так велики, как у государственных. В их компетенцию входит управление лесными ресурсами на подведомственной территории. В отдельных случаях органы местной власти могут наделяться полномочиями государственной власти (ст. 49 ЛК РФ).

Согласование границ земельного участка

Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности», согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу.

Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.

Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:

  1. Земельный участок лесного фондаАкт согласования границы с землями федеральной собственности.
  2. Чертеж участка с указанием поворотных точек.
  3. Письмо из лесничества, подтверждающее смежность границ участков и тот факт, что они не пересекаются.
  4. Картографические документы, обозначающие границы земельных участков и позволяющие определить, что границы лесных земель не нарушаются.

Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.

С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:

  1. Информация о всех участниках согласования.
  2. Схема участка с обозначенными границами.
  3. Информация о результатах согласования.
  4. Информация о возражениях (при наличии).
  5. Подписи всех сторон, в том числе кадастрового инженера.

Процедура согласования:

  1. Осуществляется геодезическая съемка участка.
  2. Кадастровый инженер получает все данные, в т.ч. информацию из госреестра о границах земель. При отсутствии документов граница определяется по забору, существовавшему более 15 лет или каким-либо природным объектам.
  3. Определяются контрольные точки – пункты межевой сети.
  4. Проводится обследование границ с поиском межевых знаков.
  5. Определяются координаты точек поворота – мест смены направления границ.
  6. Вычисляется площадь.
  7. Подготавливается акт согласования границ с подписанием.

При согласовании границ проводится собрание с необходимым присутствием всех участников – собственников и представителей собственников земель.

Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.

Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector